По оценкам компаний разработчиков ПО, опрошенных по заказу НП «РУССОФТ» в 2015 г., условия для ведения бизнеса в России улучшаются, хотя еще нельзя сказать, что они удовлетворительные по всем параметрам
Проведенный в прошлом году опрос экспортеров ПО показал, что тогда респонденты оценивали изменения условий ведения бизнеса в России в целом положительно. При этом отмечался прогресс по всем направлениям и по всем группам опрошенных компаний, сформированных по географическому принципу.
Опрос 2015 г. показал, что оценки условий ведения бизнеса продолжают улучшаться, но уже незначительно. Средний балл по всем оцениваемым условиям увеличился с 2,83 до 2,85, что может означать, что по усредненному мнению респондентов, условия для бизнеса оцениваются как «удовлетворительные» (3 из 5), но еще по-прежнему только почти.
Незначительное повышение средней оценки произошло благодаря самым небольшим компаниям с оборотом менее $0,5 млн. Если судить по ответам их руководителей этих компаний, то незначительное улучшение условий ведения бизнеса произошло по всем параметрам.
Крупные компании больше пострадали от кризиса, девальвации и санкций. На основе многолетних наблюдений можно сделать вывод, что при ухудшении внешнеэкономической и политической конъюнктуры респонденты хуже оценивают те условия для бизнеса, которые от внешних факторов никак не зависят. По-видимому, сказывается общий негативный настрой респондентов.
Улучшение оценок во многом связано со значительным снижением арендных ставок для офисных помещений в долларовом выражении и тарифов телекоммуникационных компаний. В результате, доля затрат на телекоммуникационные услуги и использования офисных помещений в общих расходах компаний существенно сократилась, что повысило конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке ПО (прежде всего, заказного ПО). Кроме того, сократилась в долларом выражении и средняя зарплата профильных сотрудников (примерно на
Сказалась, также развитие других объектов инфраструктуры — строительство дорог, модернизация аэропортов и телекоммуникационных сетей с внедрением новых технологий. Но этот влияние этого фактора на оценки прослеживается только при сравнении результатов опрос лет за
Немаловажным фактором, влияющим на оценки компаний, является успешная реализация государственной программы строительства технопарков, а также финансирование стартапов (как со стороны государственных, так и частных венчурных фондов).
Респонденты положительно оценили изменения в налоговой системе. В основном, это связано с предоставлением льгот по оплате страховых взносов, хотя на региональном уровне есть и другие налоговые послабления для софтверных компаний. Кроме того, льготы получают резиденты технопарка «Сколково».
Решается проблема бюрократических барьеров, но пока медленно и не во всех ведомствах заметны улучшения.
Однако есть направления, по которым условия для ведения бизнеса по-прежнему нельзя назвать удовлетворительными и они почти не улучшаются. Если защита прав интеллектуальной собственности на российском рынке в основном решена (во всяком случае, не такая острая, как была лет 10 назад), но права российских разработчиков за рубежом почти никак не защищаются. Патентной поддержки экспортеров ПО фактически нет. Сложившиеся политические обстоятельства заставляют уделить этой проблеме особое внимание. Российские компании пока редко сталкиваются с патентными троллями (известен один случай соответствующих судебных тяжб компании ABBYY в США). Однако по мере роста зарубежного бизнеса российских разработчиков ПО интерес к ним со стороны тех структур, которые не прочь заработать на несовершенстве системы охраны интеллектуальной собственности (прежде всего, в США), будет расти.
До появления Стратегического проекта поддержки экспорта РВК и РУССОФТ в 2015 г., практически не существовало регулярной и существенной государственной поддержки международной маркетинговой деятельности в России в области высоких технологий. Такая поддержка оказывалась применительно к группам компаний, связанным с какими-то государственными программами (например, к резидентам Сколково или участникам проектов Роснано). Иногда ее оказывали региональные власти. Наконец, хорошим примером поддержки маркетинга стала Программа поддержки экспорта РВК и РУССОФТ. Так или иначе, какой-то прогресс в этой сфере есть. Доля респондентов, удовлетворенных существующей поддержкой международной маркетинговой деятельности, медленно, но неуклонно растет в последние годы.
Респонденты в подавляющем большинстве случаев крайне критически относятся к финансированию государством НИОКР в сфере ИТ.