Несмотря на кризис, компания Red Hat собирается наращивать в России свой штат, набор продвигаемых продуктов, партнерские и образовательные программы.
Хотя российский ИТ-рынок сокращается, бизнес Red Hat продолжает расти. По словам Сергея Бугрина, главы представительства Red Hat в России и СНГ, во II кв. текущего финансового года оборот компании вырос в валюте на 30%. По его мнению, причина роста в привлекательности модели Open Source: «В текущих финансовых условиях использовать СПО становится экономически выгодно. Сейчас ИТ-бюджеты заморожены или сокращены, но от ИТ-директоров все равно требуют дальнейшего развития систем. Двигаться по стандартному пути и закупать проприетарные решения сложно, поэтому идет поиск других вариантов».
Хотя в нашей стране СПО продвигают многие компании, в том числе и российские, Red Hat находится в числе лидеров, сказал Сергей Бугрин, сославшись на проведенное вместе с Gartner внутреннее исследование, согласно которому в России на долю Red Hat приходится порядка 70% рынка платного Linux в денежном исчислении.
Компания старается использовать положение на рынке Linux, чтобы продвигать другие свои продукты, которых немало. «У нас есть портфель интегрированных решений для облаков, семейство продуктов промежуточного слоя JBoss, платформа для разработки OpenShift, средства для создания мобильных приложений Red Hat Mobile Application Platform, ПО для программно-конфигурируемых СХД и т. д.», — сказал Сергей Бугрин.
В последнее время у Red Hat в России растет спрос на ПО промежуточного слоя — в первом полугодии продажи JBoss выросли более чем вдвое по сравнению со всем прошлым годом. В частности, идут проекты по реализации технологии BPM (Business Process Management) на базе JBoss BPM Suite, а недавно завершились два проекта по внедрению интеграционной шины JBoss Fuse.
В ходе первого проекта — в компании «АльфаСтрахование» — было реализовано около 350 интеграционных модулей, несколько сотен сервисных операций для веб-сервисов и несколько десятков интеграционных процессов.
Второй проект реализован в «Финпромбанке», где на базе JBoss Fuse были интегрированы три системы — АБС от «Диасофта», интернет-банк и процессинговый центр. Задача состояла в обеспечения онлайновой интеграции с процессинговым центром для повышения доступности банковских услуг, связанных с операциями по пластиковым картам, и снижения рисков овердрафтов и мошеннических действий. Проект был выполнен на три месяца силами партнера Red Hat — компания Unitarius.
В «АльфаСтраховании» внедрением занималась собственная ИТ-команда, которая уже давно имеет дело с СПО и накопила достаточный опыт. При этом там начали с внедрения бесплатного софта от сообщества, но потом все таки перешли на поддерживаемую версию от Red Hat. Сергей Бугрин объясняет это тем, что сообщество не дает никаких гарантий решения проблем в определенные сроки, а Red Hat обеспечивает не только техподдержку, но и гарантированный уровень сервиса (SLA). По его словам, обслуживание пользователей — основа бизнеса Red Hat, этим занимает почти половина сотрудников — порядка 2000 человек из 5000. Всего у компании три центра поддержки, находящиеся на трех континентах в разных часовых поясах, что упрощает круглосуточную работу .
В связи с ростом интереса к JBoss планируется активное развитие компетенций по этому направлению и создание экосистемы вокруг этого семейства продуктов, запущена серия мероприятий JBoss Club, в ходе которых заказчики делятся с коллегами полученным опытом.
Таким образом, Red Hat реализует стратегию выхода за пределы рынка Linux путем продвижения других продуктов. И хотя, по словам Сергея Бугрина, на Linux пока приходится больше половины дохода компании, эта доля постепенно сокращается.
Не все продукты компании представлены в России, но их число увеличивается. Так, недавно Red Hat занялась мобильными технологиями, купив компанию FeedHenry и получив платформу Mobile Application Platform, предназначенную для быстрой разработки мобильных приложений и их интеграции с системами back-end.
Кроме того, недавно Red Hat вступила в альянс с Samsung, направленный на создание корпоративных отраслевых мобильных приложений, которые будут работать на базе Android и других ОС на платформе Mobile Application Platform. В частности, в следующей версии Red Hat Mobile появится нативная поддержка ОС Tizen от Samsung.
По словам Сергея Бугрина, в России сотрудничество с Samsung может пойти по особому направлению: «ФСТЭК сертифицировал Tizen и Red Hat Enterprise Linux Server 6.5. Это открывает перспективы создания ответственных корпоративных приложений высокого уровня защищенности, в которых наш Linux можно использовать в качестве back-end. Эта тема сейчас обсуждается, но проектов еще нет». Возможно, их появлению будет способствовать российская ассоциация Tizen, которая сейчас создается.
Кроме того, в планах Red Hat продвижение в России системы разработки OpenShift, реализующей методологию DevOps. «Пока продаж нет, но мы работаем в этом направлении», — сказал Сергей Бугрин.
Одна из проблем в области Open Source связана с тем, что специалистов зачастую не хватает, поэтому они обходятся дороже, чем специалисты по проприетарным продуктам, и это отражается на совокупной стоимости владения. Для решения этой проблемы Red Hat реализует в России учебные программы и собирается в следующем году расширить академическую программу, предназначенную для вузов.
Есть планы и по расширению партнерской программы. Дело в том, что за рубежом сервис-провайдерам предлагается облачная программа CCSP (Certified Cloud Service Provider). По словам Сергея Бугрина, в России пока таких контрактов нет, но уже есть кандидат.
Однако все эти планы компании придется реализовывать в условиях политики импортозамещения, когда преференции имеют российские поставщики СПО, которых у нас немало. Red Hat надеется, что выделиться на фоне российских конкурентов позволит более развитая, чем у них, экосистема взаимной сертификации и поддержки, в которой участвуют многие ведущие поставщики корпоративного ПО и серверов.
Что касается грядущего ограничения на госзакупки иностранного ПО, то по словам Сергея Бугрина, в России доля госзаказов у Red Hat невелика: «На них приходится намного меньше половины дохода, поэтому особых потрясений не будет».