Если ИТ-импортозамещение вообще — вопрос пока ещё дискуссионный, то необходимость такого мероприятия в стратегически важных отраслях вряд ли вызывает сомнение у специалистов-практиков. Об основных перспективах и важнейших направлениях этой работы нашему обозревателю Сергею Голубеву рассказывает заместитель директора ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» по информационным технологиям и бизнес-процессам Олег Кривошеев.
PC Week: Как, на ваш взгляд, сейчас обстоят дела с ИТ-импортозамещением? Есть ли какие-то практические результаты или пока всё ограничивается обсуждением планов?
Олег Кривошеев: Во ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» в период с 2011 по 2015 г. реализована программа создания типовой информационной системы ядерного оружейного комплекса (ТИС ЯОК). В ходе работ по данному направлению мы изначально ориентировались на создание универсального импортонезависимого решения на основе свободного и отечественного ПО в силу специфики, накладываемой ядерно-оружейным комплексом. На сегодняшний день получены практические результаты в виде работающих импортонезависимых систем. Сейчас идет подготовка к тиражированию ТИС на предприятиях ядерного оружейного комплекса и обсуждение пилотных проектов в компаниях с государственным участием.
Конкретные действия есть и со стороны государства. Минпромторг России в 2014 г. представил на утверждение в Правительство дорожную карту «Создание, развитие и использование ИТ в ОПК на период до 2020 года» с перечнем конкретных мероприятий; эта карта широко обсуждалась и в экспертных кругах, и на третьей конференции «ИТ на службе ОПК России». В нынешнем году, уже на четвертой конференции «ИТ на службе ОПК России», этот вопрос обсуждался как сдерживающий фактор развития ИТ в сегменте ОПК.
PC Week: Какими, на ваш взгляд, должны стать главные направления ИТ-импортозамещения? Что важнее на данный момент — операционные системы общего назначения или узкопрофильные решения для конкретных отраслей?
О. К.: Решения по информационной безопасности должны проектироваться и внедряться только комплексно, пронизывая как операционные и прикладные системы, так и аппаратное обеспечение. Но все-таки приоритет сегодня нужно отдавать операционным системам и системам управления базами данных. Строя что-то на импортном фундаменте, мы остаемся открытыми для рисков недекларированного доступа, утечки и порчи данных. Имея подобную основу, стоит развивать типовые интегрированные комплексы, подходящие для многих отраслей и предприятий. Узкопрофильные решения должны быть нацелены на специфические задачи и также иметь возможность интегрироваться в крупные проекты.
В настоящее время для ОПК характерна лоскутная автоматизация, ситуационно доработанные системы. Разумеется, на местах в каждый конкретный момент времени они необходимы, но недостаточны для качественного скачка в отечественном ИТ-секторе и не обладают потенциалом коммерциализации.
PC Week: Насколько велика зависимость стратегически важных отраслей (в частности, научных учреждений) от импортного ПО? Какими могут быть последствия от расширения санкций?
О. К.: По данным портала госзакупок в разделе программного обеспечения в 2014 г. было закуплено менее 1% отечественных решений по офисным приложениям и СУБД. По инженерным приложениям ситуация несколько лучше: отечественные компании удерживали 15% рынка. Что касается ERP-систем, то здесь доля рынка «1С» приближается к 30%, находит своих клиентов и ПО «Галактика».
В случае расширения санкций и запрета западного ПО первое, что случится, — прекращение технической поддержки уже внедренных решений. Это приведет к дополнительным расходам корпораций на организацию временных решений, вызовет операционные трудности в связи с переходом на новые комплексы ИТ-продуктов. Без современных ИТ-продуктов из-за рубежа российские предприятия рискуют утратить свой технологический задел, упустить лидерские позиции на глобальных рынках.
Поэтому подчеркну, что задачи по импортозамещению в области ПО критически важны для нашей страны. Помимо обеспечения суверенитета в этой области развитие сильного ИТ-сектора в России создаст новые квалифицированные рабочие места и возможности для экспорта отечественных продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью.
PC Week: Почему создание явно востребованных инструментов для стратегических отраслей потребовало финансовой поддержки государства? Не сработали рыночные механизмы или причины более глубокие?
О. К.: Давайте посмотрим на это с точки зрения частного инвестора. Создание конкурентоспособного ПО российской разработки потребует значительных инвестиций, ведь труд хороших программистов весьма достойно оплачивается. Часть инженеров пришлось бы переманивать из крупных корпораций, в том числе и западных. Разработка проектной документации — также дело крайне сложное, здесь нужны серьезные компетенции в области системной инженерии. Разработка подобного ПО занимает много лет. Добавив сюда прочие издержки, получим необходимость инвестиций в несколько миллиардов рублей. Найти такие деньги в частном секторе под санкциями и в условиях нестабильности финансового рынка — задача труднорешаемая. Даже до санкций и с более сильным рублем частные инвесторы предпочитали вложения в другие сектора экономики и в другие направления ИТ, поскольку там можно было быстрее получить отдачу на вложенные средства.
А чтобы созданный продукт пользовался спросом, он должен обладать определенными конкурентными преимуществами перед аналогами. В условиях отставания от западных конкурентов создать такие преимущества за несколько лет крайне затруднительно, для этого необходима серьезная научно-производственная база.
В итоге получается, что задачу решать необходимо, но искать решение только в частном секторе неправильно. Государство же является не просто главным заказчиком, но главным бенефициаром подобных программ. Кроме того, оно может координировать усилия различных предприятий ОПК в данном направлении как заказчиков. В тех условиях, в каких отечественный ИТ-сектор оказался на данный момент, государство предпринимает шаги в нужном направлении.
Хотелось бы также отметить, что если бы инновации в этой области шли от стартапов на частном финансировании, то потребовалось бы по меньшей мере десятилетие, прежде чем они смогли бы предложить конкурентоспособные продукты на рынке ПО для крупных заказчиков. В нынешних условиях только импульс от государства способен создать необходимые механизмы развития отечественного конкурентоспособного ПО. С учетом опыта, полученного при реализации программы ТИС ЯОК, можно сказать, что эффективным форматом взаимодействия является государственно-частное партнерство. К примеру, фирмы Кремниевой долины получают крупные государственные заказы.
PC Week: Как вы оцениваете потенциал нашей ИТ-отрасли? Справится ли она с задачами импортозамещения? Грубо говоря, отрасль не осилила даже написание таких простых программ, как текстовый редактор или медиаплейер, но берётся за разработку сложных программных комплексов. Не вызывает ли это опасений?
О. К.: В России есть по-настоящему сильные ИТ-компании. Большой потенциал сосредоточен в ОПК, где применяются решения АСКОНа, «1С», «Альфы», Astra Linux. «Яндекс» активно развивает целый ряд сервисов и работает над перспективными технологиями. «Лаборатория Касперского» занимает лидирующие позиции на мировом рынке. Передовые российские компании работают как поставщики решений для Кремниевой долины, российские программисты играют ведущие роли в Open Source-проектах. Так что потенциал отечественного сектора не вызывает никаких сомнений.
Что касается ИТ-потенциала предприятий ОПК, то, к примеру, в РФЯЦ-ВНИИЭФ автоматизированная система управления предприятием появилась около сорока лет назад, и в ней было реализовано сетевое планирование в рамках всей атомной отрасли. ТИС ЯОК представляет собой второй, качественно новый виток развития корпоративных систем управления отечественной разработки.
Так что современные технологии возникают не на пустом месте, наша страна и сейчас многое может предложить глобальному ИТ-рынку. В будущее российского ИТ-сектора я смотрю с оптимизмом.
PC Week: Какова роль Open Source в программе импортозамещения? Можно ли использовать открытые решения не только для бизнеса, но и для стратегически важных предприятий, от работы которых зависит безопасность страны?
О. К.: Во-первых, Open Source, или ПО с открытым исходным кодом, все равно имеет определенные обязательства, будь то лицензия Apache Foundation или MIT. Необходимо внимательно вчитываться и правильно юридически оценивать такие решения, чтобы избежать возможных неприятных последствий.
Во-вторых, для ПО с открытым исходным кодом также необходима доработка по требованиям заказчика при внедрении. В случае с проприетарным ПО у производителя есть свои команды программистов для таких задач; для ПО с открытым исходным кодом их придется искать где-то в сторонних организациях, что создает дополнительные риски для заказчика. По Open Source-проекту может внезапно прекратиться поддержка, и модификация его станет возможной только собственными силами. Таким образом, для ОПК Open Source не является надежным и отказоустойчивым решением.
Однако и здесь возможны исключения. Например, Astra Linux представляет собой доработанное ядро Linux. Если подобные решения разрабатываются стабильными государственными компаниями, предприятиями ОПК, то риски по прекращению поддержки могут быть минимизированы, а доработка может осуществляться на базе подобных предприятий.
РФЯЦ-ВНИИЭФ реализует проект перевода ERP-системы ТИС ЯОК на операционную систему и СУБД, разрабатываемые на основе открытого кода.
PC Week: Если программы будут создаваться за счёт бюджетных средств, то должны ли они быть открытыми и доступными для всех налогоплательщиков?
О. К.: С точки зрения социальной справедливости такое требование разумно. Раз уж подобные разработки финансируются из денег налогоплательщиков, то они вправе требовать отдачи от подобных инвестиций, в том числе и в форме предоставления им возможности использовать такое ПО. Однако попади оно в свободный доступ, злоумышленники могут начать активный поиск и эксплуатацию уязвимостей в нем, что поставит под угрозу работу предприятий ОПК. Риски такого сценария развития событий неоправданно высоки, и их стоить исключить, насколько это возможно. Разумным решением была бы разработка двух версий продукта: свободная домашняя для конечного пользователя и корпоративная с лицензированием и доработкой.
PC Week: Каковы, на ваш взгляд, реалистичные сроки реализации программы импортозамещения ПО?
О. К.: Чтобы обеспечить возможность полного ухода от импортозависимости в РФЯЦ-ВНИИЭФ реализуется дорожная карта по переводу ТИС на свободное ПО и созданию на базе ТИС ЯОК отечественной защищенной Типовой информационной технологической платформы. На сегодняшний день проект реализован на 70%. Мы собираемся представить на рынок полный спектр импортонезависимых решений уже в 2017 г.
Если говорить о готовности рынка в целом, то я ориентируюсь на