Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный документ фактически вводит в действие положения принятого летом этого года закона
История вопроса
Создание преференций для российских разработчиков ПО — с самого начала декларации правительственными органами курса на импортозамещение в конце весны 2014 г. именно это механизм рассматривался в руководящих структурах страны как один из основных в сфере ИТ. Тут нужно сказать, что вопрос о необходимости ускоренного развития инновационных секторов экономики страны никогда и никем не ставился под сомнение, как и то, что государство как выразитель общественных интересов должно активно участвовать в этом процессе. Соответственно обсуждение этой темы шло только в разрезе того, в какой именно форме и в каких масштабах все это должно выполняться. Так, на протяжении последних десяти лет наиболее эффективными методами поддержки отечественной ИТ-отрасли считались такие направления, как борьба с пиратством, расширение подготовки ИТ-специалистов в системе высшего образования, предоставление льготного налогообложения, реализация проекта электронного государства, стимуляция спроса на ИТ со стороны потребителей. Однако полтора года назад представители властных структур и ряда отраслевых групп посчитали, что необходимо предпринять дополнительные меры по усилению процесса софтверного импортозамещения (довольно странно, но в отношении аппаратных средств такой вопрос практически не поднимался), и начали продвижение идеи предоставления прямых преференций для российского ПО и соответствующих ограничений для зарубежных программных продуктов, хотя бы в государственном секторе экономики.
Отметим, что сама идея предоставления подобного рода законодательных преференций уже тогда вызвала сомнения и даже критику со стороны ряда экспертов. В качестве возражений приводились следующие аргументы:
— законодательное закрепление преимуществ российских производителей может противоречить международным обязательствам России, в том числе в рамках ВТО, следствиями этого могут быть судебные иски к России со стороны зарубежных поставщиков и принятие ответных санкций против российских компаний;
— ограничение доступа российских заказчиков к передовым мировым технологиям может негативно отразиться на решении задач повышения эффективности их деятельности, в том числе в плане снижения издержек;
— идеи разделения продукции по национальному признаку довольно сложно реализовать на практике, при этом опыт показывает, что подобные препятствия достаточно просто обходятся;
— любые методы запретов и дополнительного лицензирования сопряжены с повышением рисков в плане коррупционной составляющей.
Тем не менее, спустя ровно год после начала движения за нормативное закрепление преференций для российского ПО результатом этой кампании стало принятие прошедшем летом закона
Фактически
Второе положение в виде поправки к закону
Нужно отдельно отметить, что по начальной задумке авторов закона он должен был устанавливать подобный запрет и для закупок, регулируемых
Так или иначе, но подписанное сейчас постановление № 1236 — это и есть претворение в жизнь
Казнить нельзя помиловать
Фактическая работа над постановлением началась еще год назад, до принятия
«1. Утвердить прилагаемые:
— Правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
— Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств.
2. Установить запрет на допуск программ..., происходящих из иностранных государств, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке;
б) ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.»
В плане комментария по этим положениям постановления можно сказать следующее.
1. Если в
2. Все было бы относительно ясно, если бы постановление устанавливало запрет на ПО, которого нет в Реестре. Однако тут используется понятие «ПО, происходящее из иностранных государств», которое в постановлении и в законе
3. В любом случае понятно, что в понятие «продукта иностранного происхождения» не попадает ПО, произведенное в России и/или авторские права на которое принадлежат российским гражданам и компаниям, даже если они не включены в Реестра.
4. В постановлении нет различия между проприетарным и открытым ПО, то есть запрет действует и на открытые программные продукты иностранного происхождения.
5. Из постановления следует, что если Реестр не будет создан или в нем будет недостаточный спектр продукции, то запретительный механизм не будет работать вовсе. Отметим, что хотя до момента запуска Реестра в работу остается немногим более месяца, о его реализации пока ничего не известно. Отматим, что предыдущие попытки создания подобных фондов ПО (НПП, НФАП) фактически заканчивались ничем.
Однако даже если нужные заказчику программные продукты все же попадут под запрет, он имеет возможность обойти эту преграду, написав «обоснование невозможности соблюдения запрета». Этот вариант предусмотрен приложением «Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств». Ключевым положением этого «порядка» является п. 4, в котором говорится, что «Обоснование подготавливается и утверждается заказчиком». Никакой дополнительной экспертизы обоснования и ее утверждения независимой или вышестоящей организацией не предусмотрено.
Опыт же проведения тендеров, в том числе по