Три-четыре года назад ИТ-департаменты и их руководители предпочитали уходить от разговоров на тему о внедрении облачных сервисов. Теперь же организации надеются, что их ИТ-специалисты станут лидерами формирующегося нового направления их бизнеса.

Наглядным доказательством того, что облако в последние годы стало причиной значительных перемен в ролях ИТ-руководителей и возглавляемых ими отделов, стали выступления CIO на недавней конференции Cloud Business Summit, организованной в Нью-Йорке компанией Saugatuck Technology.

«Когда я разговаривал с CIO несколько лет назад, на старте облачных технологий, вопрос безопасности рассматривался ими почти как вопрос о сохранении своего рабочего места, — заметил Чарли Бёрнс, аналитик Saugatuck и модератор панельной дискуссии по облачной инфраструктуре. — Сегодня это все уже в прошлом».

Теперь ИТ-отделы берут на себя роль катализатора, поборника и координатора движения вперед к цифровым предприятиям, добавил Бёрнс. «Мы все прекрасно понимаем, что ИТ-инфраструктура может быть либо драйвером, либо тормозом на пути к цифровому бизнесу».

Движение в этом направлении идет весьма интенсивно. По словам Джо Крофорда, исполнительного директора Verizon, один CIO сообщил ему в беседе, что его компания «в ближайшие три квартала все переведет в облака, а это сотни и сотни приложений».

Джо Фулер, CIO компании Dominion Enterprises, рассказал о том, как его ИТ-отдел обслуживает 38 бизнес-подразделений, оперируя двумя дата-центрами. Переход его компании к облаку не был результатом какого-то распоряжения сверху, а был инициирован появлением теневых ИТ у собственных разработчиков. Вместо того, чтобы дожидаться по нескольку дней установки новых серверов, разработчики стали использовать свои кредитные карты и заводить в облаке новые системы, арендуя специальные серверы и все остальное, что им было нужно. Моей задачей как CIO было держать эту ИТ-активность в определенных рамках — контролировать осуществляемую деятельность и связанные с ней денежные расходы«.

В ходе этого процесса департамент Фуллера постепенно превратился из традиционного ИТ-отдела в брокера облачных сервисов. «Вначале первыми шли пользователи, которые увлекали нас за собой, а теперь мы сами пытаемся идти впереди, — говорит он. — Мы все отслеживаем и держим руку на биллинге. Мы хотим изменить свою роль и стать облачными архитекторами вместо администраторов аппаратных стоек. Наша задача — помогать бизнес-подразделениям, потому что когда некоторые департаменты начинают организовывать ИТ на свой лад, у одних это выходит отлично, а у других нет».

Несмотря на то, что предприятия ускоренно осваивают облака, за ИТ-отделами остается важная функция держать эти процессы под контролем. «Хотя я не вижу, как работают бизнес-подразделения, я чувствую, что уровень образования людей растет, — говорит Эд Бисли, CIO северно-американского отделения компании SGS. — Люди четко понимают, что облачный провайдер для них я, и потому они приходят ко мне. Переход на облако их несколько нервирует из-за вопросов безопасности. Вы не можете обеспечить безопасность со стороны или принять на веру, что все безопасно».

Фуллер согласен с тем, что при освоении предприятиями облака и цифровых платформ крайне важно обучение пользователей. «Многие годы вендоры предлагали нам свои решения безопасности, рассказывая как в них прекрасно работает обнаружение вторжений или другие функции, — говорит он. — Мы привыкли, что если выписать крупный чек за то или иное ПО, то система будет в порядке, однако обучать работников важнее». Фуллер добавил, что его отдел активизирует обучение пользователей, рассылая им тестовый спам, «и когда кто-то щелкает там, где не надо, на экране появляется видео, где я грожу пальцем. Обучение стало не менее важным, чем все остальное».

Помимо безопасности, предприятия нуждаются в руководстве ИТ-отделами в вопросах использования облака для трансформации бизнеса. «Хотя я говорил, что консьюмеризация ИТ помогла людям понять технологию, как ни странно остается проблемой заставить людей изменить образ мыслей и увидеть в облаке перспективы изменить способы ведения бизнеса, — сказал Бисли. — Над этой проблемой мы еще бьемся».