Во время одной из проходивших в этом году конференций по тематике СЭД/ECM в кулуарах завязался спор: как долго еще Gartner будет выпускать свои «магические квадранты» по рынку средств управления корпоративным контентом? Действительно, анализ деятельности этой аналитической компании показывает, что обычное время фокуса её внимания на одном направлении ИТ-рынка редко превышает пять-семь лет, после чего данный сегмент либо становится рутинным (и потому не очень актуальным), либо вовсе перестает существовать (зачастую «растворяясь» в других сегментах). Отчеты же по ECM выпускаются уже более пятнадцати лет, причем пользуются неизменным интересом со стороны ИТ-общественности (потому, собственно, и выпускаются). Казалось бы, почти десять лет прошло с момента бурных перемен, когда на рынок решительно вышла группа мегавендоров, и теперь должны бы настать времена спокойной стабильности. Но нет — развитие рынка продолжается, внимание к нему не ослабевает.
Свое понимание того, почему ECM-направление сохраняет актуальность для заказчиков, а значит, и для поставщиков, авторы очередного отчета «Gartner Magic Quadrant for Enterprise Content Management, 2015» изложили в его преамбуле: развитие прикладных ИТ все эти годы в существенной степени идет именно в сторону расширения использования организациями возможностей работы с неструктурированным контентом. Как раз в этой сфере находят применение инновационные ИТ-достижения, решение же ECM-задач все больше становится ключевым фактором стратегического планирования и развития компаний. При этом они не только должны понимать технологические тренды данного рынка, но и внимательнее следить за изменением конкурентной ситуации (опять же с точки зрения долгосрочной стратегии): борьба между поставщиками идет постоянно, появляются новые игроки, а передовые позиции совсем не гарантируют беспечное спокойствие для лидеров.
По оценкам Gartner, мировой рынок программных продуктов ECM в 2014 г. вырос на 6,2%, до объема в 5,4 млрд. долл. Этот темп несколько ниже, чем в
Между тем уровень использования облачных моделей пока остается незначительным, хотя и немного растет — по данным Gartner, он сейчас находится примерно на отметке 5%. Основные облачные проекты сосредоточены в США, Германии, Франции и Великобритании. В текущих продажах у большинства вендоров облачные решения составляют от 5 до 10% в общем объеме поставок.
Тенденции развития рынка
Как и все последние несколько лет, Gartner на рынке ECM выделяет семь направлений, в текущем году их доли остались неизменными по сравнению с предыдущим: управление документами — 20%, управление Web-контентом — 5%, управление рекордсами — 10%, обработка изображений — 15%, управление социальным контентом — 15%, Workflow/BPM — 20%, расширенные компоненты — 15%.
В фунционально-технологическом плане ECM-рынок смещается от использования больших универсальных корпоративных программных пакетов к более специализированным бизнес-решениям, сфокусированным на конкретных деловых задачах потребителей. В частности, хорошо видна тенденция разделения систем на продукты поддержки архивного хранения информации (в том числе как отдельное направление — управление рекордсами) и на средства поддержки оперативной деятельности предприятий (тут на первый план выходят вопросы поддержки коллективной работы). По мнению Gartner, эра развертывания высокомасштабируемых единых систем в рамках всего предприятия для решения комплекса ECM-задач (а именно такая идея лежала в основе самой концепции ECM, зародившейся на рубеже веков) заканчивается, ее сменяет идеология ориентации на более частные решения. Диалектическая спираль развития сделала очередной виток: универсальные ECM-платформы появились в свое время именно под знаком замены «зоопарка» специализированных продуктов.
И все же среди широкого спектра современных ECM-задач авторы отчета выделяют три основные пользующиеся у заказчиков устойчивым спросом категории:
· управление транзакционным контентом как способ включения индивидуальных документов в деловой процесс. Речь тут, как правило, идет о необходимости интеграции ECM-продуктов с бизнес-приложениями предприятия;
· управление рекордсами и вопросы соответствия нормативным требованиям — это направление в существенной мере развивается под воздействием регулятора, предприятиям тут нужно решать двуединую задачу полного контроля над своими информационными активами и проведения полного аудита для выяснения того, где, когда и как те или иные документы были получены;
· различные варианты организации цифровых рабочих мест, которые сегодня требуют сочетания возможностей их консьюмеризации с реализацией общекорпоративной ECM-стратегии, что должно решаться на основе использования открытых гибких методов управления контентом.
Важной особенностью современных средств ECM является и то, что если еще десять лет назад такие системы были нацелены на решение почти исключительно внутренних задач предприятия, то сейчас они нужны организациям и для внешнего взаимодействия — с деловыми контрагентами, с клиентами, с регулятором. Да и внутренние задачи претерпели существенные изменения: нужно поддерживать распределенную, часто в мировых глобальных масштабах, структуру компании, мобильную работу сотрудников, использующих широкий спектр разнообразных клиентских устройств.
Конкурентная ситуация
После бурной череды поглощений
Сначала с первых позиций стала откатываться Oracle, а потом и Microsoft. В то же время EMC, которая в какой-то момент была готова даже покинуть сегмент лидеров, заняла в нем весьма устойчивое место. Open Text, которой прогнозировали поглощение, наоборот, стала постепенно приближаться к традиционному лидеру рынка — IBM. Более того, в ведущую группу вошли еще два специализированных ECM-игрока — Perceptive Software и Hyland. Впрочем, тезис о том, что «чистым» разработчикам сложно будет удержаться в группе лидеров, все же получил очередное подтверждение: первый из них был приобретен компанией Lexmark.
В целом приобретения на имеющем уже долгую историю, но остающемся перспективным ECM-рынке идут постоянно, что говорит о высокой динамике его развития в целом: постоянно появляются новые направления и подающие надежды растущие разработчики ПО, и есть желание у крупных ИТ-вендоров занять высокие позиции. Пример Lexmark (компания сделала за последнее время целую серию приобретений, в том числе и Kofax) еще раз подтверждает, что поставщики принтерного оборудования намерены сохранить за собой достойное место в современном электронно-безбумажном мире. В этой связи надо сказать о позиции Xerox на данном рынке: уже много лет компания попадает в сегмент «провидцев», и аналитики говорят о вероятности ее перехода в «лидеры», но пока никаких особых изменений в ее положении в «квадранте» нет. Как, впрочем, и у занимающей место по соседству Alfrecso, которая является единственным заметными поставщиком Open-Source-решений на этом рынке.
Среди перспективных участников ECM-рынка за последние годы регулярно упоминается и HP, которая с годичной периодичностью то появляется в «квадранте» (обычно в сегменте «претендентов»), то исчезает из него. Нынешний «квадрант» пришелся на фазу «затмения» — компания не включена в него. Эксперты уже несколько лет говорят, что хорошим вариантом для HP было бы приобретение одного из перспективных специализированных игроков, но, по-видимому, у компании, переживающей затяжной внутренний экономический кризис, на такие покупки просто нет средств.