“Час кода” в московской школе № 1253 объединил школьников с представителями Минкомсвязи, Минобрнауки и ИТ-бизнеса
В России с 4 по 13 декабря прошла вторая ежегодная акция по пропаганде ИТ-образования в средней школе — «Час кода 2015», проводимая под эгидой двух министерств — Минкомсвязи и Минобрнауки при поддержке ряда ведущих ИТ-компаний («Лаборатория Касперского», «1С», Microsoft, Acronis, «Зептолаб»). Акция проводится в виде проведения компьютерного урока, в ходе которого ученики знакомятся с азами программирования и создают в интерактивном режиме свои первые программы с помощью специального «детского» инструментария разработчика. Один из таких уроков прошел в открытом формате в московской школе № 1253 для учеников 8 класса с участием главы Минкомсвязи Николая Никифорова в присутствии представителей компаний-спонсоров.
К прошлогоднему «Часу кода» был создан сайт www.coderussia.ru, на котором размещаются методические материалы для урока, в том числе набор последовательных заданий девяти уровней сложности. По данным организаторов, в декабре 2014 г. специализированные уроки информатики прошли в более чем 35 тыс. российских школ (свыше 80% от их общего числа), в них приняли участие более 7,1 млн. учеников.
Основная цель "Часа кода«— привлечь внимание молодого поколения к ИТ, имея в виду стратегическую цель усиления притока кадров в ИТ-отрасль, в первую очередь в сферу разработки ПО. «В нашей стране около миллиона человек заняты ИТ, из них примерно 350 тыс. специалистов непосредственно пишут код. Спрос на специалистов в области ИТ очень высокий — компании постоянно нуждаются в новых кадрах и буквально борются за лучших выпускников вузов, предлагая им все большую заработную плату, все более интересные и амбициозные проекты», — эти слова, которые Николай Никифоров произносил на открытом уроке в рамках прошлогодней акции, прозвучали и сейчас.
В рамках часового урока продвигаются две основные идеи: продемонстрировать привлекательность профессии ИТ-специалиста/программиста (интересная, перспективная, привлекательная в финансовом плане) и показать, что программирование — это не только интересно, но и вполне доступно для каждого. Сперва демонстрируется видео-ролик с выступлениями известных российских ИТ-персон, а затем проводится занятие по программированию простейших игровых приложений.
Отметим, что тема переноса центр тяжести темы привлечения молодых кадров в ИТ-отрасль на уровень школы была обозначена российским ИТ-бизнесом еще два-три года назад. ИТ являются одним из самых динамично развивающихся направлений мировой экономики, ИТ-компании давно возглавляют рейтинги по известности и по финансовым показателям, однако ИТ-профессии в России являются далеко не первыми в списках наиболее привлекательных специальностей в нашей стране. По числу программистов наша страна находится далеко не в лидерах: по данным, озвученным главой Минкомсвязи, в США работают 4 млн. разработчиков ПО, в Индии — 3 млн., в Китае — примерно 2 млн. человек
В России расширяются объемы подготовки ИТ-специалистов (как сообщил глава Минкомсвязи, число бюджетных мест по ИТ-профессиям в российских вузах увеличено с 27 тыс. в 2012 г. до 42,5 тыс. в 2015-м), но в средней школе наблюдается снижение интереса к ИТ в плане будущей профориентации школьников. Если двадцать лет назад предмет «Информатика» пришел в школу, чтобы в первую очередь учить программированию, то сейчас он ориентирован во многом на подготовку ИТ-пользователя, а не ИТ-разработчика. Более того, престижность самого предмета в школьной программе скорее падает, чем растет.
Об этом, в частности, говорит пример московской школы № 444, которая, имея в течение нескольких десятилетий статус «физико-математической», одной их первых в нашей стране (с конца 1960-х) начала преподавание программирования для учащихся старших классов (в 1965 г. ее закончил Михаил Брин, отец одного из основателей Google). Школа и сегодня известна своим качеством образования, но за последние годы ИТ-направление, которое еще десять лет назад было профильным, превратилось просто в один их обычных предметов. В результате школьной реформы все старшие классы стали предметно-ориентированными, сейчас там есть классы по экономике, медицине, по технике, но нет специализированных именно по ИТ.
Преподаватель информатики этой школы Елена Давыдова считает, что такая ситуация весьма характерна для системы среднего образования. В качестве причины она называет то, что существующая сегодня система мотивации как школ, так и учеников, совсем не способствуют росту престижа ИТ-предметов, скорее, наоборот.
Сейчас один из главных формальных показателей качества работы школы — число победителей в олимпиадах. Но по целому ряду причин набрать нужное количество «отличников» по той же экономике намного проще, чем по информатике (организовывать олимпиады по экономике намного проще, их проводится гораздо больше, требования там ниже). Поэтому школы, оптимизируя свою работу, естественно выбирают направления, где им проще получить более высокие отчетные показатели. «В настоящее время, когда идет гонка за победителями олимпиад, а не за качеством образования, ни о каких специалистах (ИТ-специалисты — это, прежде всего, творческие личности) речи идти не может. Олимпиадников можно сравнить с бегунами на короткие дистанции», — говорит Елена Давыдова.
Нет особой заинтересованности в изучении информатики и со стороны старшеклассников. Сейчас школа нацелена на подготовку людей, которые потом почти на 100% намерены поступать в вузы, соответственно главным приоритетом для школьников являются оценки по ЕГЭ, причем — на предметы, обязательные для приема в вуз. «Есть приказ министра образования об экзаменах, но он пока не работает. В нем говорится, что для поступления в вуз необходимо сдать четыре экзамена (в рамках ЕГЭ), один из которых почти по всем специальностям — информатика. Но на практике до сих пор требуют только три экзамена: два обязательных — математика, русский язык, для технических специальностей — физика, различных гуманитарных — обществознание, и лишь для небольшого количества специальностей — информатика. Если бы министерство просто позаботилось о реализации своего же приказа, то интерес и школ, и учеников к предмету резко повысился бы».
Что касается «Часа кода», то сама акция является полезной. Но только один час в год на пропаганду перспективности ИТ-профессии — явно недостаточно, в этом году школа № 444 решила не участвовать в акции. На выступлении на открытом уроке 10 декабря Николай Никифоров заявил о планах преодолеть в этом году планку в 7,5 млн. участников, но сейчас, уже после официального завершения акции, счетчик участников показывает только 1,182 млн.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/gover/article/detail.php?ID=181062]Поможет ли “Час кода” привлечению школьников в ИТ?[/URL]
«Любое упоминание в прессе, кроме некролога, - это хорошо» (Уинстон Черчилль) Когда твою публикацию замечают и реагируют на нее – это тоже хорошо.
Теперь по существу.
1. К сожалению, я не понял, что является автором текста-комментария и кому мне нужно отвечать. "ГБОУ" – не может рассматриваться как автор. Подписи у комментария нет. Кто его написал - директор школы, завуч, "коллектив" - не понятно. Кому адресовать ответ? Не знаю.
2. "Попытка автора статьи представить личную позицию учителя информатики Елены Давыдовой как официальную позицию школы"
Такой попытки не было. Статье говорит об экспертном мнении конкретного человека.
3. Один из тезисов статьи - то, что предмет "информатика" сегодня не является особо приоритетным для системы среднего образования, да и для высшего. Пример с обязательными экзаменами ЕГЭ (этот пример автор ГБОУ не опровергает). Еще одни тезис статьи (Елены Давыдовой) - что система оценки деятельности школы не способствует росту престижа ИТ-специальности. Этот тезис в комментарии также не опровергается.
4. Основной смысл комментария неизвестного автора - ИТ-предметы занимают место в школе значительное.
Да, значительное, но меньше чем раньше - именно в этом еще один тезис статьи. Неизвестный автор комментария говорит, что делается сегодня, но не говорит, что было вчера и позавчера.
"Инженерный класс" и "ИТ-класс" – это все же не одно и то же. А сколько было раньше ИТ-классов? Каков объем "ИТ-часов" по школе и как этот объем менялся за последние годы?
5. Что касается оценки пользы "Часа кода", то в статье приведено мнение конкретного эксперта с указанием его имени и фамилии. Если "коллеги" считают иначе - пусть они выскажут свое мнение, но только не анонимно.
Елена Давыдова сказала, что в этом году школа решила не участвовать в акции. В комментарии это высказывание не опровергается.
Андрей Колесов, выпускник школы 444 1970 года (10б) P.S. По окончании школы я получил некий диплом "техника-программиста". Эту школу закончили мой брат Сергей (1965), сын Алексей (1990), многие мои друзья, их дети…
Андрей Колесов 15.12.2015 20:17:54
Что же было в школе 444 с информатикой 5 лет назад. Работали по программе содержащей базовый компонент и углубленный компонент. Программа утверждалась методистом района и Бауманским университетом (на кафедре “Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии”). Часы распределялись так: 8, 9 класс 3 часа в неделю, 10, 11 класс 4 часа в неделю. В 9 классе все сдавали зачет по информатике. Желающие сдавали ОГЭ (5 лет назад называлось ГИА). На выходе 9 класса учащиеся знали не только основы базового курса, но имели навыки по началам программирования выше, чем задания ОГЭ. 10 и 11 класс продолжался углубленный курс по 4 часа в неделю. Желающие участвовать в конкурсе “Шаг в будущее” начинали работу над проектом в 10 классе. Конкурс серьезный, отбор жесткий, проект выполнялся под руководством преподавателя из Бауманского университета. После 10 класса летняя производственная практика в Бауманском университете (2 недели). По окончании 11 класса защита дипломного проекта обязательно для всех. Темы на выбор. С докладом и отчетом. Оценка в аттестат средняя: учебный год + диплом. Что сказать интересно детям или нет. Кому то интересно, а кому то нет. Могу сказать, что темы проектов все меньше посвящались написанию программ. Почему? Потому что это трудно. Что было с информатикой 15-20 лет назад. 20-15 лет назад, на углубленный курс отводилось 5 часов. И был предмет прикладная математика 1 час. Он посвящался изучению математических методов, на основании которых затем разрабатываются алгоритмы. На подготовку к ЕГЭ время урока не тратилось, ЕГЭ еще не было. Все время было посвящено предмету. Интерес был. Почему? Было понятно, а потому интересно. А почему понятно? Хватало времени на отработку материала. Проекты содержали программы, ученики превосходили учителя. Учиться было трудно, а учиться и должно быть трудно. Главное в итоге должен быть успех. Только тогда есть удовлетворение и желание продолжить дело. Что же было в школе с информатикой год назад. Убрали 1 час уроков в 8 и 9 классах. Углубленную программу заменили на ФГОС средней образовательной школы. А выбор предпрофиля это 45 минут после уроков по желанию. На уроках опять все на среднем уровне. В результате в 10 х классах собрались дети разного уровня подготовки. Конечно, за лето их желания изменились, кто то захотел поступать в Бауманский, кто решил стать инженером, но как? Надо бы набирать темп, начинать работать над проектом, но уровень подготовки такой, что писать проект просто не с чем. А класс то информатика + программирование или математико-информационный. Как работать учителю, какой интерес может быть у ученика. В учебных планах Распределенного лицея НИУ ВШЭ на информатику отводится 6 часов. Как с этим быть, если в учебных планах школы на информатику отведено всего 4 часа. Ну а про 4 часа нагрузки у Елены Владимировны просто не понятно. Не думаю, что она сама взяла и отказалась от двух классов, которые вела 2 года. Не помню конфликтов, не помню обид. Она была довольна детьми, и от детей я не слышала нареканий. Почему из 3 классов у нее остался 1, это загадка. Опыта, знаний, разработок, которыми пользуются все учителя информатики школы, у нее достаточно. Она известна в стране. По материалам, опубликованным на ее сайте, работают учителя всей страны. Только положительные отзывы. С этим надо разбираться администрации. Бывший учитель школы Карасева Т.В.
татьяна карасева 19.12.2015 18:44:40
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.