Контрольно-счетная палата города Москвы (далее — КСП Москвы) является органом внешнего государственного финансового контроля, созданным Московской городской Думой в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы и ей подотчетным. Для осуществления контроля за формированием и исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы КСП Москвы также обладает полномочиями по контролю за правомерностью и эффективностью управления собственностью города Москвы.
В период с сентября 2014 года по ноябрь 2015 года палатой, как государственным заказчиком работ, надлежащим образом исполнен государственный контракт на создание Информационно-аналитической системы ИАС КСП-М, одной из составных частей которой является подсистема электронного документооборота (ПСЭД).
В качестве основы для развертывания ПСЭД было выбрано «коробочное» решение EOS for SharePoint от компании ЭОС.
На старте проекта по развертыванию ПСЭД были обозначены следующие «болевые точки»: необходимость миграции документов из унаследованной системы документооборота (при этом часть документов должна была перейти в ПСЭД в качестве архива, доступного только на чтение, а часть документов (прежде всего — распорядительные документы, протоколы коллегиальных органов и иные неисполненные документы) должны быть переведены в рабочий сегмент с полным набором функционала); непрозрачная схема работы с документами, организационные проблемы делопроизводства, сильное влияние «традиционной» составляющей (исторически сложившихся правил и приемов) в работе с документами; необходимость сложной, многоступенчатой интеграции ПСЭД с учетной подсистемой на основе единого списка пользователей и плана работы КСП Москвы на текущий год (перечень контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий палаты, утверждаемый и актуализируемый в установленном законодательством порядке).
В ходе первого этапа миграции унаследованных данных в ПСЭД было перенесено более 90,0 тысяч документов.
Порядка 5% этих документов на момент переноса находились на различных стадиях исполнения, поэтому критически важно было обеспечить возможность безболезненного продолжения работы в новом интерфейсе с первого дня эксплуатации.
Главный акцент внедрения был поставлен на переработку (настройку) пользовательского интерфейса рабочих мест пользователей СЭД. Одновременно были решены вопросы унификации состава представляемой информации на рабочих столах пользователей и обеспечена функциональная независимость специфических функций (задач) службы документационного обеспечения палаты.
Для выполнения этой задачи была разработана классификационная модель документов палаты с разбиением на группы и типы, а также был проработан реквизитный состав каждого типа документов.
Основными требованиями при формировании реквизитного состава документов являлись унификация реквизитов для различных групп (типов) документов, общее сокращение реквизитов в регистрационной карточке при минимуме обязательных полей ввода.
При настройке рабочих мест пользователей в полной мере использовались возможности функциональной кастомизации продукта EOS for SharePoint без применения программирования (управляющие элементы навигации, фильтрации и сортировки; возможность представления ссылок на объекты ПСЭД; настройка типовых и кастомных представлений).
Особое внимание было уделено поисковым механизмам — быстрому поиску по реквизитам карточек и полнотекстовому поиску по содержимому прикрепленных файлов документов. В качестве механизмов поиска были задействованы как базовые возможности платформы Microsoft SharePoint, так и специализированные возможности продукта EOS for SharePoint, что позволило настроить удобные в использовании поисковые страницы и формы для максимально быстрого доступа к интересующим документам с возможностью кластеризации результатов поиска.
В ходе настройки процессов обработки проектов документов и утвержденных документов работниками КСП Москвы совместно с группой внедрения от компании ЭОС были детально проработаны и формализованы схемы прохождения и жизненные циклы всех групп и типов документов Палаты, что позволило, при сохранении традиционных и привычных для КСП Москвы особенностей документооборота оптимизировать данную составляющую, исключив задержки и потери документов, свойственные бумажному и слабо автоматизированному документообороту.
Ключевой задачей внедрения ПСЭД стала глубокая переработка системы организационного обеспечения, в ходе исполнения которой удалось сформировать детально проработанные правила ведения делопроизводства и документооборота, определить основные приемы работы с ПСЭД и правила интеграции учетных объектов ПСЭД и ИАС КСП-М.
В целях реализации трехуровневой ролевой модели была разработана матрица доступа работников КСП Москвы к объектам ПСЭД, что позволило до фактического запуска системы в эксплуатацию проработать вопросы информационной безопасности в части разграничения доступа к документам.
В ходе опытной эксплуатации ПСЭД удалось в значительной мере формализовать вопросы организации контроля исполнительской дисциплины. Основываясь на настроенных правах доступа, номенклатуре дел палаты, классификации документов и ограничениях процессов прохождения документов для руководящего состава КСП Москвы дополнительно были настроены специализированные интерфейсы контроля инициативных поручений, поручений по документам и собственно документов, находящихся на особом контроле (например, обращений физических и юридических лиц).
Таким образом, служба документационного обеспечения КСП Москвы, руководители структурных подразделений, назначенные контролеры исполнения поручений и иные уполномоченные должностные лица палаты получили мощный и удобный инструмент контроля хода исполнения подотчетных им работ и документов.
Помимо задач автоматизации делопроизводства и документооборота в ходе проекта внедрения ПСЭД была обеспечена прозрачная двусторонняя синхронизация сведений о документах, поручениях, заданиях ПСЭД и справочников с подсистемой планирования и учета результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий ИАС КСП-М. Данная задача в значительной мере была решена благодаря особенностям открытой архитектуры EOS for SharePoint, наличию API платформы SharePoint и возможности получения данных непосредственно из БД EOS for SharePoint.
Инкапсуляция учетных объектов ПСЭД в ИАС КСП-М была выполнена исключительно силами генерального подрядчика государственного контракта на разработку ИАС КСП-М при консультативной поддержке специалистов компании ЭОС.
В подготовительный период с привлечением сотрудников компании ЭОС было проведено обучение 76 работников категорий руководители и специалисты, что составило более 45% от списочного состава палаты.
Переход на использование EOS for SharePoint в КСП Москвы был произведен одномоментно, без параллельного использования унаследованной системы. В качестве дополнительных опций были подключены сервисы потокового сканирования документов и удаленные рабочие места руководящего состава палаты на базе планшетных компьютеров под управлением операционных систем Microsoft Windows и Apple iOs.
Практические результаты работы КСП Москвы в течение шести месяцев после ввода ПСЭД в эксплуатацию подтвердили обоснованность принятых архитектурных решений и соответствие характеристик созданной конфигурации EOS for SharePoint требованиям технического задания по быстродействию и отказоустойчивости.