В Волгоградской области завершилась модернизация АИС «Закупки Волгоградской области» на базе системы «АЦК-Госзаказ». Внедрение новых компонентов повышает прозрачность системы управления государственными закупками в регионе и обеспечивает качественное и эффективное управление бюджетным процессом.

Современная тенденция в бюджетной сфере, о которой так много говорят как на региональном, так и на муниципальном уровне, заключается в усилении взаимосвязи процессов планирования бюджета и планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В этой связи столь пристальное внимание Волгоградской области к информатизации системы управления государственными и муниципальными закупками вполне закономерно. Так, обновленная прозрачная система госзакупок, реализованная на базе системы «АЦК-Госзаказ», позволяет не только повысить качество и эффективность управления бюджетным процессом в регионе, но и обеспечивает исполнение всех последних законодательных требований, в т. ч. и в части контроля при планировании закупок в рамках ст. 99 Закона о контрактной системе.

Для того чтобы организовать эффективный контроль в сфере закупок, в Волгоградской области были автоматизированы функции в части контроля планов закупок и планов-графиков. Система обеспечивает контроль подготавливаемых проектов планов закупок на соответствие требованиям законодательства, в частности контроль соответствия финансовых условий плана закупок доведенному до заказчика объему финансовых средств. Результаты планирования и закупочных процедур находятся в оперативном доступе за счет формирования аналитической сводной формы. В ней отражается информация о суммах с возможностью получения списка исходных электронных документов (запланированных и объявленных процедур закупок, заключенных и исполненных контрактов и договоров, счетов). Информация может быть представлена в различных аналитических разрезах.

Сегодня в Волгоградской области активно применяется практика консолидированных (совместных) закупок одноименных товаров, работ, услуг, в которых есть потребность сразу у нескольких заказчиков. Для того чтобы существенно сэкономить бюджеты заказчиков и сократить время на проведение такого рода закупок, в автоматизированной системе управления закупками Волгоградской области реализована оптимизация процессов подготовки и проведения совместных закупок, а также консолидации процедур, проводимых для заказчиков Волгоградской области.

«Из общего количества проведенных закупок по итогам 2014 г. было проведено 216 совместных закупок для 922 заказчиков с общей суммой начальных (максимальных) цен контрактов 607,4 млн руб. За 10 месяцев 2015 г. количество проведенных совместных закупок по сравнению с 2014 г. увеличилось более чем в 5,4 раза и составило 1178 закупок с суммой начальных (максимальных) цен контрактов 2208,1 млн руб. Кроме того, значительно увеличилось среднее количество заказчиков, принимающих участие в одной совместной закупке с 4,2 до 7,8 заказчика», — прокомментировала Анна Чупахина, заместитель председателя комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области.

Система закупок Волгоградской области взаимодействует с действующими информационными системами Волгоградской области в сфере планирования и исполнения областного бюджета «АЦК-Планирование» и «АЦК-Финансы». Связующим элементом указанных автоматизированных систем является синхронизация данных. При этом соблюдается принцип однократного ввода информации, при котором ее существенная часть переносится в создаваемые связанные документы. Таким образом, обеспечивается контроль сведений на соответствие первоначальному документу. Данный контроль автоматизирован, и пользователь не сможет обработать документ в случае имеющихся несоответствий.

В целом масштаб проведенных работ позволил автоматизировать ключевые процессы закупочной деятельности в Волгоградской области: планирование закупок товаров, работ, услуг; прием и обработка заявок заказчиков на закупку товаров, работ, услуг; координация и контроль за ходом проведения закупок на соответствие Закону о контрактной системе; участие в закупках СМП, предприятий уголовно-исполнительной системы, СО НКО, организаций инвалидов; применение национального режима при осуществлении закупок; формирование контрактов и договоров и контроль их исполнения; формирование аналитической отчетности и печатных форм документов.