Компания SAP, занимающая лидирующие позиции как на мировом, так и на российском рынке бизнес-приложений, подвела предварительные итоги своей деятельности в IV квартале и по 2015 г. в целом. Официальный отчет с окончательными цифрами должен быть выпущен в конце марта.
Прошедший год оказался весьма успешным: доходы компании по МФСО выросли на 18% и составили 20,8 млрд. евро, хотя чистая прибыль и снизилась на 7% до 3,06 млрд. евро. Как подчеркнул исполнительный директор SAP Билл Макдермот, рост выручки был обеспечен продажами как традиционных онпремис-решений, так и облачных сервисов.
Более того, продажи облачных услуг растут рекордными темпами. Доходы от облачных сервисов и их техподдержки увеличились за год на 110% и достигли 2,3 млрд. евро (11% от всего годового оборота). Наряду с поступлениями от регулярной подписки, SAP отдельно фиксирует выручку от новых облачных клиентов: она выросла на 103% и достигла 883 млн. евро, причем только за последний IV квартал она составила 344 млн. евро. Продажи стандартных онпремис-лицензий принесли компании 4,84 млрд. евро. (+10%), а с учетом техподдержки выручка от традиционных продуктов составила 14,93 млрд. евро (+13%). В своем выступлении Билл Макдермот два раза повторил, что в IV квартале продажи облачных услуг и софтверных лицензий SAP увеличились на 18%, при этом он утверждал, что аналогичный показатель у корпорации Oracle за этот же период снизился на 4%. Отсюда нетрудно сделать вывод, кого компания рассматривает в качестве главного своего конкурента.
Финансовый директор SAP Лука Мучич подчеркнул, что хорошие результаты за 2015 г. были обеспечены успешным развитием всех трех основных направлений деятельности компании: базовых бизнес-приложений (SAP Business Suite, S/4HANA), облачных сервисов (SuccessFactors, CRM) и бизнес-сетей (Ariba, Fieldglass, Concur). Он считает, что рост доходов компании носил органический характер, поскольку в прошедшем году SAP не совершала крупных поглощений. Справедливости ради отметим, что самая крупная за всю историю SAP сделка по покупке фирмы Concur была завершена в конце 2014 г. и выручка от обеспечиваемых ею облачных услуг по учету командировочных расходов начала попадать в копилку SAP все-таки только в прошедшем году. Число клиентов, использующих облачный сервис по управлению человеческим капиталом SuccessFactors Employee Central превысило 1 тыс., среди них и такие крупные, как авиакомпания Lufthansa.
За последний квартал прошедшего года удвоилось число клиентов, купивших лицензии на ERP-систему нового поколения S/4HANA, базирующуюся на in-memory СУБД HANA. Еще в III квартале таковых было 1300, а сейчас их количество достигло 2700. В какой-то мере подобная динамика может быть объяснена тем, что выпущенный в феврале прошлого года продукт содержал поначалу только один модуль — для управления финансами, а в конце года к нему прибавились средства управления логистикой и рядом других процессов. Впрочем, S/4HANA только начинает свой путь на широкий рынок: указанная выше цифра выглядит довольно скромно на фоне всей клиентской базы SAP, в которую входит более 300 тыс. компаний.
В региональном разрезе лучшая динамика доходов от продажи облачных услуг и лицензий на ПО зафиксирована на американском континенте (+27%), в странах EMEA прирост этого показателя существенно ниже (+11%). Как отметил член совета директоров SAP Роб Энслин, особенно хорошие общие результаты в регионе EMEA достигнуты в Германии и России, где рост выручки выражается двузначными в процентах величинами. Несмотря на экономический кризис, в нашей стране особенно активны были заказчики из сырьевых сегментов. Свою положительную роль сыграло, по мнению Роба Энслина, и открытие в Москве облачного дата-центра вендора. Вероятно, более подробная информация будет вскоре представлена московским офисом SAP.
Говоря о более отдаленной перспективе, Билл Макдермот сообщил, что при продолжении нынешней динамики компания ожидает, что вклад регулярных поступлений от облачных услуг и всей техподдержки в ее суммарный оборот в 2017 г. составит