Конфликты среди тех, кто занимается Linux, не редкость. Примеры тому есть и среди ведущих разработчиков — так, Сара Шарп ушла из группы Linux Kernel Mailing List (LKML), являющейся домом для сообщества Linux-разработчиков, а Мэтью Гаррет решил выбрать собственный путь в программировании. Тот же Линус Торвальдс никогда не боялся нелицеприятно высказываться в адрес программистов, писавших код, который не соответствовал его требованиям.
Linux Foundation, некоммерческая организация, поддерживающая Linux, а также все чаще и другие проекты с открытым исходным кодом, например программно-конфигурируемые сети (OpenDaylight), контейнеры (Open Container Initiative) и язык программирования R (R Consortium), старалась воздерживаться от конфликтов. По крайней мере, до сих пор.
Гаррет, ныне работающий над безопасностью в CoreOS, обратил внимание на то, что Linux Foundation недавно изменил свой устав, лишив индивидуальных участников организации права избирать членов ее совета директоров. «Большинство членов совета выбирается входящими в организацию компаниями: десять членов — платиновыми спонсорами (стоит 500 тыс. долл. в год), три — золотыми спонсорами (100 тыс. долл. в год) и один — серебряными спонсорами (от 5 до 20 тыс. долл. в год в зависимости от размеров компании). Вплоть до последнего времени двух членов совета могли избирать также индивидуальные спонсоры (99 долл. в год), что давало сообществу возможность быть представленным на уровне совета директоров», — написал Гаррет.
В чем причины таких действий Linux Foundation? По мнению Гаррета, это связано с тем, что свою кандидатуру в совет директоров Linux Foundation выставила Карен Сэндлер, исполнительный директор организации Software Freedom Conservancy, занимающейся очень важной деятельностью по защите соблюдения положений открытой лицензии GPL. Гаррет заметил, что программа индивидуального членства была негласно преобразована в программу индивидуального спонсорства с упразднением ранее обещанной возможности выдвигать свою кандидатуру и участвовать в выборах совета директоров (это можно понять из сравнения соответствующей старой и новой страниц на сайте Linux Foundation)«.
Чем же это вызвано? Гаррет считает, что «Linux Foundation исторически отнюдь не проявлял энтузиазма в формальном соблюдении GPL, а SFC инициировала судебный иск против одного из спонсоров Foundation (имеется в виду VMware) за нарушение условий GPL. Возможно, это случайное совпадение по времени, но совершенно ясно, что Linux Foundation пожелал отказаться от малейшей видимости представительства сообщества для гарантии отсутствия риска, что в совет директоров войдет какой-либо поборник строгого соблюдения GPL».
Председатель Linux Foundation Джим Землин между тем заявил, что «структура совета Linux Foundation не изменилась. Директорами остаются те же лица, и сохраняется та же пропорция между директорами от корпоративных спонсоров и сообщества. То, что мы впервые за десятилетие сделали, фактически является реакцией на давно обсуждавшуюся мысль, что наше понимание роли индивидуальных спонсоров можно улучшить. И процесс привлечения директоров от сообщества следует изменить в соответствии с принципами, применяемыми другими ведущими организациями в нашем сообществе и индустрии».
«Совет проголосовал за то, чтобы оставить Лари Огустина (исполнительный директор SugarCRM) и Бидэйла Гарби (главный специалист в службе технического директора Hewlett Packard Enterprise) в статусе индивидуальных директоров с широкими полномочиями (At-Large Director) в знак признания их долголетней деятельности в сообществе и личных заслуг в поддержке Linux Foundation, — сообщил Джим Землин. — В числе директоров по-прежнему остается и представитель разработчиков ядра. Мы приветствуем и ценим, что у нас продолжает работать Грант Лайкли. Со временем в совет директоров смогут также войти новые индивидуальные члены от развивающихся сообществ, которым мы сегодня оказываем помощь».
Он также добавил: «Мы понимаем, что вопросы управления важны и что при таких переменах возможны расхождения во мнениях. Это нормальное и здоровое явление. Что нездорово, так это нечто вроде базарных стычек, которые, увы, нередко разгораются в сообществах разработчиков. К сожалению, похоже, сейчас это и происходит, и толки, связанные с переменами в управлении Linux Foundation, привели к персональным, неуместным и обидным высказываниям, направленным против некоторых членов нашего сообщества, и, в частности, против Карен Сэндлер».
«Карен посвятила свою карьеру продвижению и защите свободного ПО, — продолжил Землин. — Поскольку эти комментарии и нападки имели место в контексте Интернет-дискуссий, связанных с Linux Foundation, я вынужден совершенно определенно заявить, что Foundation не намерен с этим мириться и выступает против подобного поведения в Интернете, которому очень часто не дают отпор».
Я полностью одобряю позицию Землина в отношении троллинга, но у меня складывается впечатление, что Гаррет и Землин говорят о разных вещах. Сразу же возникает вопрос: вправе ли Сэндлер все еще баллотироваться в совет директоров? Я адресовал этот вопрос Linux Foundation, но ответа пока не получил.
Реальной подоплекой дискуссии, как мне кажется, является вопрос о том, кто контролирует Linux Foundation? Пользователи или компании?
Гаррет воспринимает эти перемены как очередной шаг Linux Foundation, отдаляющий его от сообщества и приближающий к корпоративному миру. Землин этого вопроса конкретно не касается, но раскрывает свою позицию заявлением, что «процесс привлечения директоров от сообщества следует изменить в соответствии с принципами, применяемыми другими ведущими организациями в нашем сообществе и индустрии».
Кроме того, как указал Гаррет, индивидуальные спонсоры уже не смогут баллотироваться и участвовать в голосовании на выборах в совет директоров Linux Foundation и влиять на управление организацией.
Лично я вижу в этом шаг к усилению корпоративного контроля над Foundation. Однако, как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. И в этом шаге нет ничего удивительного.
Хотя пользователям Open Source полюбилась концепция сообщества, это «сообщество» за последние десять с лишним лет стало состоять из корпоративных управленцев и сотрудников компаний. Лишь наиболее идеалистичные разработчики и лидеры Open Source и, по иронии судьбы, самые задористые недруги реального Open Source, все еще думают, что Linux и свободные проекты создаются и контролируются частными лицами.
Кроме того, подавляющее большинство членов совета директоров Linux Foundation всегда состояло из корпоративно выбранных директоров. Тем не менее, это решение Linux Foundation мне совсем не по душе. Linux начинался как проект частных лиц, который быстро набрал поддержку многих ярких программистов. В руководстве Linux Foundation всегда должно быть место для индивидуальных членов, а не корпораций.
И я надеюсь, что Сэндлер, сильный и яркий лидер Open Source, не только получит возможность баллотироваться, но и войдет в состав совета директоров. Также надеюсь, что Foundation восстановит право частных лиц избирать и избираться в этот совет. Это вполне уместное пожелание, выполнение которого восстановило бы веру, что помимо крупных компаний в Linux Foundation все еще есть место для простых людей.