В преддверии намеченного на 5 апреля 2016 г. форума Russian Open Source Summit 2016 редакция PC Week/RE обратилась к спикерам конференции с предложением поделиться своим мнением о том, какое влияние сегодня оказывает концепция Open Source на глобальное развитие ИТ-индустрии, какие тренды определяют изменение самой концепции Open Source, как меняется уровень распространения Open Source в России, какие задачи удается эффективно решать в нашей стране с помощью Open Source-решений, и рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении.
Вот что нам сообщил Олег Фатеев, координатор OpenStack в России:
— Open Source является неотъемлемой часть индустрии разработки программного обеспечения, а значит и всей ИТ-индустрии. Очень многие вендоры, разрабатывающие свои собственные закрытые программные продукты, являются активными участниками движения Open Source. Например, компания Microsoft открыла исходные коды своей флагманской платформы .NET, а в облаке Microsoft Azure предлагается большое количество решений с открытым исходным кодом, за использование которых не берутся никакие лицензионные отчисления. При этом сама Microsoft не остается в проигрыше, в случае с .NET она увеличивают количество разработчиков, пользующихся ее платформой и создающих для неё новые продукты, а в случае с Azure она получают оплату за потребляемые облачные ресурсы, на которых развернуто и работает открытое ПО.
То есть, Open Source сейчас очень хорошо монетизируется, в этом и есть современный тренд, связанный с этой концепцией. «Религиозные» войны между сторонниками открытого и проприетарного ПО давно закончились, все концентрируются на том, как сделать свои продукты успешными, и неважно, к какой категории они относятся.
Что же касается того, что в наши дни в наибольшей степени подвержено влиянию Open Source, то это облака. Крупнейший Open Source-проект сейчас — это разработка облачной платформы OpenStack, ему скоро исполнится 6 лет и его поддерживают многие ведущие компании ИТ-индустрии. И не только поддерживают, но и выпускают свои собственные коммерческие продукты на этой платформе, что опять же возвращает нас к теме реальной монетизации Open Source.
Уровень распространения Open Source увеличивается по всему миру. Россия в этом никогда не отставала, российские программисты всегда являлись активными участниками движения Open Source. Но сейчас эти процессы получили дополнительный мощный катализатор в виде санкций и ориентации на импортозамещение. Open Source сейчас проникает в те области, где на него раньше не делались ставки.
А вот популярный ныне термин «импортонезависимость» мне не нравится. Open Source по природе своей космополитичен и трансграничен. Наши разработчики не могут быть независимы от остального мира, результат достигается только совместными усилиями всех разработчиков Open Source, в какой бы стране они не жили.
Что касается создаваемого Единого реестра российского ПО, само по себе открытое ПО попасть туда не может. Заявителем должна стать российская компания. Если эта компания использует Open Source в своих разработках — замечательно, пусть она создает на его базе собственный программный продукт и сначала регистрирует его в Роспатенте, а потом заявляет его для внесения в Реестр. Но только в конце она не должна забыть выложить в открытый доступ собственный код, разработанный на базе Open Source, чтобы не нарушать требования лицензии GPL. Об этом некоторые почему-то иногда забывают...
В своем докладе на саммите я попытаюсь рассмотреть Open Source через призму Software Asset Management (SAM). То, что ПО открытое и бесплатное, не значит, что его не надо учитывать, что не надо контролировать его использование. Между прочим, лицензия GPL является одной их самых сложных из всех лицензий на ПО, включая и любые проприетарные лицензии. У GPL несколько версий. Более свежая версия не отменяет использование старой версии. Но главное, что GPL — не единственная лицензия на Open Source. Если компания строит корпоративные решения на базе Open Source, то ей, возможно, придется оперировать с различными лицензиями и разными их редакциями. Но это все не так уж страшно.
Основная же польза, которую смогут извлечь слушатели из моего доклада — это то, как сделать Open Source реальным активом компании, который может давать такую же отдачу, как любой другой материальный и нематериальный актив.
Зарегистрироваться для участия в конференции Russian Open Source Summit 2016 можно на сайте.