Зависимость деятельности организаций, особенно коммерческих компаний, от ИТ, неизменно растет. Однако хотя руководители предприятий на теоретическом уровне понимают растущую значимость обеспечения высокой доступности своих информационных систем и сохранности данных, претворение этой «теории» на практике отстает от реальных потребностей. Об этом свидетельствуют данные отчета Veeam Availability Report 2016, из которых видно, что между потребностями пользователей и возможностями ИТ-служб обеспечивать круглосуточную доступность данных и приложений существует серьезный разрыв, а количество простоев и их продолжительность увеличились по сравнению с 2014 г.
Подобное ежегодное исследование Veeam, один из лидеров мирового рынка средств резервного копирования и восстановления данных (компания специализируется на работе с виртуальными вычислительными средами), проводит уже в пятый раз. В нынешней работе, выполненной в конце прошлого года, была существенно расширена география респондентов, в том числе впервые была охвачена Россия. Конечно, учитывая специфику автора отчета, основной акцент в нем делался на проблемы сохранности и доступности информации, но все же в нем видны и важные тенденции по надежности и доступности ИТ в корпоративном секторе в целом.
Комментируя результаты исследования, региональный директор Veeam Software в России и СНГ Василий Ваганов, отметил, что в целом понимание важности доступности ИТ среди заказчиков растет. Это видно и по данным независимых исследователей, таких как Gartner, которые отмечают, что направление резервного копирования в мире растет опережающими темпами по сравнению с ИТ-рынком в целом. Эта же тенденция видна и в России, причем она наглядно проявляется в условиях спада экономики: по словам Василия Ваганова, в
Результаты нынешнего исследования показывают, что 84% руководителей ИТ-подразделений (на 2% больше, чем годом ранее) признают наличие проблемы доступности данных, разрыва между требованиями бизнеса и возможностями ИТ-систем обеспечивать непрерывную доступность данных (в России эта доля составляет 70%). Средние убытки компаний от простоев и потери данных возросли за год с 10 до 16 млн. долл. (в России — 8 млн. долл.) не говоря уже о потере доверия клиентов и ухудшении репутации бренда. Среднее число незапланированных простоев увеличилось с 13 до 15 с одновременным увеличением времени одного простоя. При этом на рынке видна тенденция стирания грани в понимании «критически важных» и «неважных» приложений, при этом возрастают потери именно в категории «неважных», во многом в силу недостаточного внимания к ним со стороны заказчиков.
Пользователи сейчас хотят получать поддержку в режиме реального времени (63%) и иметь круглосуточный доступ из любой точки планеты к ИТ-услугам для поддержания международного бизнеса (59%). В то же время, большинство респондентов отметили, что при модернизации ЦОДов быстрое возобновление работы и предотвращение потерь данных рассматриваются как две наиболее востребованные задачи, высокие затраты и отсутствие квалифицированных специалистов сдерживают развертывание новых систем.
Разрыв между требованиями пользователей и возможностями ИТ-систем обеспечивать непрерывную доступность данных по-прежнему остается значительным. Решение этой проблемы многие заказчики видят в более широком использовании виртуализации и резервного копирования при модернизации своих ЦОДов. Еще одной проблемой является несоответствие параметров SLA (соглашения об уровне предоставления услуг) реальным характеристикам услуг. Так, если целевая точка восстановления (RPO) по SLA составляет 2,9 ч, то фактически это время находится на уровне 4,2 ч.
Тревожно и то, что менее половины участников исследования осуществляют проверку резервных копий в среднем раз в месяц или даже реже. А из тех респондентов, кто тестирует свои резервные копии, всего 26% осуществляют проверку более 5% копий.
В целом в России видны примерно те же тренды, что и в мире в целом, хотя конкретные значения по нашей стране несколько отличаются. Например, если в среднем по миру респонденты оценивают цену одного часа простоя и потери данных за один час в 80 тыс. и 90 тыс. долл., то в России эти величины составляют 40 тыс. и 42 тыс. долл.
Хотя результаты отчета Veeam показывают имеющиеся у заказчиков трудности, авторы работы с оптимизмом отмечают, что у компаний есть растущее понимание имеющихся проблем и видно желание их решать, в том числе увеличивая финансирование этого направления. Многие предприятия начинают понимать важность решений, обеспечивающих доступность данных, и, в частности, облачных сервисов, таких как «аварийное восстановление как услуга» (DRaaS).