В связи с отсутствием позитивных изменений в состоянии экономики России тенденция к сокращению ИТ-бюджетов российских компаний и организаций, скорее всего, сохранится и в нынешнем году. Тем не менее у них остаются нерешенные ИТ-задачи, откладывать которые не всегда допустимо, а кроме того появляются новые, обусловленные необходимостью общего повышения эффективности бизнеса, снижения капитальных и операционных расходов.
Какие задачи предстоит решать заказчикам в организации печати, где можно ожидать точек роста в этом сегменте и что смогут предложить в сложившейся ситуации поставщики ИТ-решений? Эти вопросы мы обсуждаем с экспертами из компаний, представленных на российском рынке средств и услуг печати.
Падение замедляется?
Согласно данным IDC, российский рынок средств печати в
Вендоры согласны с тем, что отечественный рынок средств печати сокращается, но некоторые из них полагают, что находясь в России, некорректно его объем считать в долларах. «Наши решения являются комплексными, т. е. состоят из нескольких частей, и только небольшая составляющая напрямую связана с курсом рубля по отношению к валютам других стран», — пояснил Сергей Свистунов, presale-менеджер Kyocera Document Solutions Russia.
Высказанное им суждение поддерживает Михаил Сорокин, менеджер по развитию категории корпоративных продуктов систем печати HP в России, который указал на то, что долларовый показатель слабо коррелирует с реальным сокращением рынка в штучном эквиваленте: «С точки зрения корпоративных заказчиков потребность в печати и печатающих устройствах хоть и снизилась, но далеко не вдвое».
Секрет расхождения заключается в том компромиссе, который на протяжении прошлого года был предложен практически всеми производителями печатающей техники: рублевый рост цен на принтеры заметно отставал от роста стоимости валюты. Иными словами, производители и заказчики в 2015 г. искали тот уровень цены, который мог бы быть адекватно воспринят в сложившейся экономической ситуации.
Эту тенденцию отметили и в IDC. Средняя цена устройства продолжает уменьшаться. Так, в IV кв.
По прогнозу IDC, нынешний год не обещает быть легким. Тем не менее доля оптимизма сохраняется, а в выигрыше окажутся те игроки, которые проявят больше гибкости в изменившихся экономических условиях.
Эксперты разделяют это мнение, считая, что дальнейшее сокращение рынка корпоративной печати в прежних объемах уже маловероятно и хотя падение, возможно, продолжится, оно скорее всего будет менее значительным. Как утверждает Михаил Сорокин, скорее всего сохранится снижение рынка в штуках, но замедлится в долларах, то есть стоимость печатающей техники в долларовом эквиваленте постепенно начнет возвращаться к своим историческим значениям, а стоимость её в рублях продолжит свой рост как неизбежный эффект сильной девальвации национальной валюты. Однако заказчики по-прежнему будут делать закупки, поскольку благодаря требованиям и бизнеса, и российского законодательства спрос организаций на печать и оцифровку документов только увеличивается. Так что многое зависит от возможности найти источник финансирования закупок.
Например, в госсекторе на динамику в значительной степени будут влиять объемы бюджетных средств, выделяемых госзаказчикам на приобретение аппаратуры, считает Андрей Антонов, менеджер по бизнес-оборудованию московского представительства компании Epson: «Многие из них продолжают обновлять парк печатной техники, хотя и не в прежних объемах. Ведь печатные устройства в большинстве организаций госсектора из-за больших нагрузок сильно изнашиваются».
Эксперт, правда, отметил учащение случаев, когда заказчики отказываются от закупки новой техники и пытаются отремонтировать или восстановить старую либо какую-то ее часть, но это далеко не всегда возможно, и потому обновление парка в любом случае неизбежно.
С ним согласна Елена Теплушкина, руководитель отдела продуктового маркетинга офисного оборудования компании «Xerox Россия», которая тоже отметила стремление заказчиков различными способами продлить срок службы печатной техники: «Но эта тенденция вряд ли сохранится в течение длительного времени. В
На отложенный спрос надеется и Саргис Басеян, начальник отдела по развитию бизнеса компании Brother, правда, по его мнению, это станет возможно только в случае общего улучшения ситуации. А пока что заказчики ищут другие способы экономии. Например, переключают внимание на более доступное оборудование или рассматривают альтернативные методы сокращения расходов на обслуживание и расходные материалы.
Но возможно, что отложенный спрос проявится позднее. По мнению Жамили Каменевой, директора по развитию бизнеса и маркетингу Konica Minolta Business Solutions Russia, предыдущий пик закупок оборудования в России пришелся на
На это указывает и то, что сейчас в корпоративном сегменте речь идет скорее о модернизации и расширении существующего парка техники, а на новые поставки приходится не более 5% общего объема.
А вот в долгосрочной перспективе дальнейшее снижение инвестиций в средства печати и оцифровки может затруднить успешную работу предприятий, и тогда откладывать обновление оборудования не получится. «Пользоваться имеющимся парком техники можно долго. Однако с годами стоимость поддержки работоспособности устаревшего оборудования возрастает, и наступит момент, когда покупка нового устройства окажется выгоднее, чем поддержка старого. Правда, это касается только устройств, загруженных работой, когда стоимость расходных материалов и обслуживания за несколько лет значительно превышает стоимость самого аппарата», — считает Сергей Свистунов.
Светлые пятна на фоне спада
Сокращение объема рынка печати и оцифровки документов происходит неравномерно: одни сегменты оказываются более устойчивыми в кризисной ситуации, другие — менее. Например, в то время как объем закупок монохромных принтеров младшего и среднего сегментов в
Елена Теплушкина объясняет интерес корпоративных заказчиков к МФУ стремлением компаний сократить издержки, оптимизировать печатные и бизнес-процессы при сохраняющейся потребности в сканировании документов: «Конечно, принтеры начального уровня требуют меньше вложений при покупке, но при эксплуатации они проигрывают офисным МФУ по экономичности и обладают меньшим потенциалом оптимизации бизнес-процессов».
Жамиля Каменева тоже отметила сохранение стабильного спроса на цветные полноцветные МФУ формата А3 и сокращение объема корпоративных закупок черно-белых устройств форматов А3 и А4. Кроме того, по ее словам, заказчики зачастую отказываются от настольных машин, которые удобны в использовании, но не подходят по стоимости отпечатка.
Сократился и объем продаж документных сканеров. Правда, сокращение этого сегмента (на 29% в штуках) оказалось ниже отмеченного IDC падения на рынке печатных устройств (36,4%). По мнению Елены Теплушкиной, разница не настолько велика, чтобы можно было говорить об устойчивости сегмента документ-сканеров в условиях экономической нестабильности. Но Саргис Басеян и Сергей Кантаржи, директор департамента прямых и корпоративных продаж российского подразделения компании Canon, считают, что рынок документ-сканеров сохраняет привлекательность.
Что касается устройств печати, то здесь мнения экспертов разошлись. Так, на взгляд Сергей Кантаржи наибольшую устойчивость в кризисной ситуации продемонстрировали аппараты среднего и крупного сегмента, а Михаил Сорокин полагает, что в лучшем положении оказался сегмент недорогих однофункциональных устройств, так как в период экономических трудностей рынок обычно смещается к более дешевому оборудованию.
Но с чем эксперты согласились единогласно, так это с тем, что растет интерес к аутсорсинговым услугам печати. «Отсутствие бюджетов на закупку новой техники подталкивает компании к другим способам поддержки печати, например к услуге, в рамках которой сервис-провайдер устанавливает свое оборудование и отвечает за его работоспособность. В этом случае клиент платит за объем услуг, как правило, измеряемый в количестве отпечатков», — пояснила Елена Теплушкина.
Другими словами, для замены оборудования заказчику нет необходимости вкладываться в новое устройство, он может получить его бесплатно и платить только за реально напечатанные страницы.
По мнению Жамили Каменевой, интерес к различного рода аутсорсинговым услугам печати — важный тренд, так как решения такого рода позволяют повысить эффективность использования не только печатной инфраструктуры, но и системы документооборота заказчика в целом.
Это мнение разделяет Саргис Басеян — по его словам, устойчивый спрос на услуги Managed Print Services (MPS) и другие подобные сервисы обусловлен тем, что подобные контракты позволяют заменить единовременные капитальные вложения ежемесячными платежами, которые можно спрогнозировать, а при необходимости и оптимизировать.
С ним согласен и Михаил Сорокин, также указавший на то, что сейчас многие компании и организации нашли выход в переходе на услуги MPS: «Такой шаг заметно снижает единовременную финансовую нагрузку и приводит к видимой экономии в расходах на печать благодаря применению самых современных технологий и решений от компаний — специалистов в области печати и документооборота».
Кроме того, в нынешних условиях ограничения или даже отсутствия ИТ-бюджетов сервисные услуги становятся более привлекательными, так как при их использовании затраты относятся к операционным расходам, которые более предсказуемы и менее подвержены сокращению, нежели инвестиционные.
При этом заказчик может подобрать подходящий вариант сервиса. Как заметил Сергей Кантаржи, аутсорсинг бывает как простым, например обслуживание подрядчиком всего текущего парка печатной техники, так и комплексным, где ставятся задачи по управлению всей печатной инфраструктурой и содействию в разработке и внедрении новой политики печати и сканирования в организациях.
Реакция вендоров
Как уже отмечено, снижение объема закупок нового оборудования не означает, что организации стали меньше нуждаться в печати и оцифровке документов. Такая необходимость остается, но в непростой экономической ситуации заказчики ведут себя по-разному. Одни просто сокращают количество закупаемой техники, другие выбирают наиболее выгодные решения с точки зрения первоначальных вложений, третьи просчитывают совокупную стоимость владения и отдают предпочтение решениям, экономичным в работе и обслуживании.
Вендоры учитывают эти подходы в своих предложениях. Так, Epson делает ставку на третью группу заказчиков, предлагая экономичную альтернативу лазерным принтерам — струйные устройства с большим ресурсом комплекта чернил. Kyocera старается делать акцент на комплексных решениях, причем она начала это еще задолго до кризиса. HP продвигает новую технологию печати, которая является альтернативой печати лазерной с точки зрения качества документов, но при этом, как утверждают в компании, отличается меньшими эксплуатационными расходами и более высокой надежностью техники.
Появляются и специальные предложения. Скажем, Xerox готовит такое решение для тех компаний, которые нуждаются в замене устаревающей офисной техники. «Наши специалисты проверят работоспособность принтеров и МФУ, а затем на выгодных условиях установят новое оборудование. Даже если не принимать во внимание преимущества специальных предложений, обновление парка принесет существенную экономию уже потому, что современные устройства отличаются от моделей прошлых лет намного более низкой стоимостью отпечатка», — уточнила Елена Теплушкина.
Не забывают поставщики и о расходных материалах, на которых заказчики традиционно стараются экономить. Например, Xerox выпускает оригинальные тонер-картриджи как для своего оборудования, так и для офисной техники других производителей. По словам Елены Теплушкиной, они стоят примерно в два раза дешевле OEM-картриджей, но ресурс у них больше, и производятся они в полном соответствии со стандартами качества Xerox.
Компания Brother зафиксировала курс доллара на свои расходные материалы значительно ниже рыночного, а для MPS-контрактов предусмотрела специальные материалы, которые отгружаются только по авторизованным сделкам и по особым ценам.
В связи с ростом интереса к аутсорсинговым услугам печати вендоры усиливают акцент на сервисы. Более того, уже практически не осталось вендоров, которые предлагали бы одни лишь коробочные решения. Поэтому конкуренция в этой области обостряется, причем не только среди поставщиков, но и между поставщиками и их партнерами. Вендоры стараются решить такую проблему. В частности, Kyocera, по словам Сергея Свистунова, не конкурирует со своими партнерами, а ведет бизнес исключительно через них, считая заключение контрактов на услуги MPS оптимальным решением для тех заказчиков, которые имеют ограничения по закупке нового оборудования, и для тех, кто нуждается в оптимизации документооборота.
Но в целом рост конкуренции играет на руку заказчикам, так как у них появляется более широкий выбор. «Сейчас на первый план выходят детали: качество предоставляемых услуг, эффективность комплексных решений и программных продуктов, спектр доступных финансовых инструментов», — констатирует Жамиля Каменева.
Что впереди
Кризис, как правило, означает новые возможности. На этом построена вся система эволюции, по которой, согласно Дарвину, выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к переменам.
Сейчас, когда превалирует тренд на сокращение издержек на корпоративную печать, в выигрыше окажутся производители, предлагающие наиболее экономичные решения и демонстрирующие наибольшую гибкость в работе с заказчиками, считает Андрей Антонов: «Это и экономичные устройства с низкой себестоимостью печати и низкой стоимостью владения, и специальные сервисные программы, позволяющие клиенту экономить на обслуживании техники».
Большие надежды эксперты возлагают на сервисы печати и комплексные решения, включающие оборудование и ПО. «Кризис не прощает бездумные траты и инвестиции. Поэтому наблюдается переход от фокуса на оборудовании и характеристиках к решениям и сервисам», — сформулировал общую идею Сергей Свистунов.
С ним согласна Елена Теплушкина, которая считает перевод печатной инфраструктуры на аутсорсинг разумным решением в условиях экономической нестабильности, поскольку он помогает сократить издержки и оптимизировать бизнес-процессы.
Кроме того, в ситуации кризиса, когда заказчики, оперируя ограниченным бюджетом, ищут оптимальный вариант для достижения своих целей, появляется хороший шанс у тех производителей, у кого премия за бренд меньше, чем у лидера корпоративного рынка. Однако, считает Саргис Басеян, таким догоняющим компаниям придется потрудиться, чтобы убедить заказчиков в своей надежности и предсказуемости: «Здесь не обойтись простым демпингом, как пытались делать некоторые производители в прошлом году. Нужен целостный и последовательный подход к продажам и сервисам, нужны комплексные решения для организации печати и оцифровки. На наш взгляд, продолжится переход рынка с транзакционной бизнес-модели на контрактную, включая MPS и подобные услуги, и со временем заказчики вместо коробок будут покупать услуги и решения».
Но для достижения этой цели вендорам и их партнерам нужно наращивать экспертизу в аутсорсинговых проектах, а также в управлении разнородным парком оборудования и программным обеспечением. По мнению Сергея Кантаржи, это приведет к росту количества проектов по управлению печатью и документооборотом и создаст условия для более долгосрочного взаимодействия с заказчиками.
Правда, развитие аутсорсинговых услуг несколько сдерживается проблемой безопасности данных. В связи с этим одной из возможных точек роста являются решения по безопасности и защите информации в печатной инфраструктуре, а также по защите печатных и электронных копий документов. Ведь по данным экспертов, на печатные версии документов приходится до 15% всех утечек информации.
Помимо аутсорсинга есть и другие перспективные направления, которые можно отнести к нормальному эволюционному процессу развития рынка печати. Жамиля Каменева, в частности, отмечает переход на более экономически эффективные МФУ и рост доли полноцветных устройств.
Елена Теплушкина также говорит о перспективности сегмента офисных полноцветных МФУ и других направлений, которые в прошлом году показали наибольшую устойчивость: «Несмотря на сложную экономическую ситуацию, цветной сегмент печатных устройств формата A3 упал намного меньше, чем монохромный, и, возможно, даже покажет положительную динамику по итогам нынешнего года. Рост популярности цветных печатных устройств объясняется и тем, что заказчики все чаще используют цвет в коммуникациях, а стоимость цветного отпечатка снижается и уже не сильно отличается от черно-белого».
По общему мнению экспертов, все участники рынка печати — вендоры, партнеры и системные интеграторы — уже адаптировались к существующей экономической ситуации и серьезных изменений в его структуре не ожидается.