Компания Acer, которую по-прежнему лихорадит из-за сокращающегося мирового рынка компьютеров, находится в процессе реструктуризации, в ходе которой ее руководство намерено отделить аппаратные подразделения от тех, которые занимаются облачными сервисами и умными устройствами. Компания уже разделила свои бизнес-структуры на две группы, одна из которых (Core Business) сосредоточится на ноутбуках, персональных компьютерах и планшетах, а другая (New Business) будет заниматься облачными сервисами и платформами, смартфонами и носимыми устройствами, предназначенными в том числе для Интернета вещей (IoT).
Компания начала работать в новой структуре уже с 25 марта — через день после того, как было сделано соответствующее заявление, и после того, как главные лица Acer обнародовали финансовую отчетность производителя компьютеров за 2015 год. По словам представителей Acer, компания в 2015 г. получила доход в размере 7,98 млрд. долл., что на 20% меньше, чем в 2014 г. Чистая прибыль составила 18,3 млн. долл.
Так же, как и другие производители ПК и комплектующих к ним, Acer пострадала в результате сокращения мирового рынка персональных компьютеров, отмечаемого с 2012 г., когда все большая часть частных и корпоративных инвестиций стала приходиться на смартфоны и планшеты, а пользователи ПК стали дольше эксплуатировать свои системы. В 2015 г. количество отгруженных по всему миру ПК сократилось на величину от 8% до почти 10%, согласно данным аналитических компаний IDC и Gartner. Аналитики IDC сообщили, что с 2008 г. это первый случай, когда совокупное количество отгруженных компьютерных систем упало ниже отметки в 300 млн. в год.
В списке крупнейших мировых поставщиков ПК Gartner поставила Acer на шестое место с числом проданных ПК в 20 340 шт., что соответствует доли рынка в 7% (это лишь немногим меньше показателей компаний Asus с ее 7,3% и Apple — с 7,2%). В целом количество отгруженных Acer ПК в 2015 г. сократилось на 15,3% по сравнению уровнем 2014 г.
Аналитики IDC прогнозируют дальнейшее сокращение мирового рынка ПК в 2016 г., хотя в следующем году ситуация может стабилизироваться благодаря смягчению конкуренции со стороны других устройств и появлению на рынке новых систем и компьютеров с новыми форм-факторами, работающих под операционной системой Windows 10 и снабженных новейшим процессором компании Intel с микроархитектурой Skylake.
После сокращения рынка ПК будущее Acer оказалось под вопросом. В ноябре 2015 г. один из аналитиков IDC выразил мнение, что в течение следующих двух лет рынок ПК консолидируется, а основная четверка крупных поставщиков — Lenovo, HP, Dell и Apple — продолжит наращивать свою долю рынка. Двум из шести следующих по величине поставщиков (Acer, Asus, Toshiba, Samsung, Tsinghua TongFang и Fujitsu) придется уйти с рынка, считает он.
Этот прогноз вызвал бурное несогласие со стороны глав компаний Acer и Asus. Спустя несколько дней, основатель Acer Стэн Ши рассказал журналистам, что компания постоянно испытывает давление со стороны конкурентов, поэтому намерена провести реструктуризацию с целью сделать бизнес по производству ПК более бережливым и продуктивным.
«Acer ни при каких обстоятельствах не уйдет с рынка», — заявил Ши, как утверждается в сообщениях СМИ.
Как и другие OEM-производители ПК компания Acer наращивает портфель продуктов, чтобы занять новые рыночные ниши, включая Интернет вещей и облака (благодаря усилиям в направлении реализации концепции BYOC, или bring-your-own-cloud). По словам руководства Acer, новая группа Core Business займется не только ноутбуками, настольными компьютерами и планшетами, но также исследованиями и разработками, цифровыми мониторами, серверным оборудованием и корпоративным бизнес-планированием.
В рамках группы New Business будут объединены направления BYOC и Smart Products, включающие облачные сервисы, смартфоны, носимые устройства, э-бизнес и подразделение Value Lab, занимающееся интеграцией технологий для новых видов бизнеса.
Реструктуризация с целью отделения бизнеса по производству ПК от других бизнес-направлений компании созвучна решению руководства Hewlett-Packard о ее разделе на две отдельные публичные корпорации, вследствие которого в ноябре 2015 г. были образованы Hewlett Packard Enterprise, специализирующаяся на корпоративных ИТ-решениях и услугах, и HP, объединяющая в себе производство компьютеров и принтеров.
При этом совершенно другую стратегию выбрали компании Dell и Lenovo, чье руководство ставит производство ПК во главу угла своих более глобальных амбиций в области корпоративных ИТ.