Можно ли сохранить свободный Интернет? Что необходимо сделать, чтобы у людей сохранились выбор и прозрачность возможностей?У
Николь Энгард из ByWater Solutions на страницах сайта OpenSource.com попыталась внести ясность в этот вопрос. При этом она ссылается на точку зрения основателя проекта Drupal Дриса Бёйтарта. Открытая система, с его точки зрения отвечает следующим характеристикам:
- свобода творчества;
- собственный контроль над своими данными и личной жизнью;
- децентрализация.
Именно в таком виде Тим Бернерс-Ли и создавал Интернет. И теперь существуют проекты, цель которых — обеспечение анонимности при навигации по сети.
Закрытая система, напротив, отличается следующим:
- шаблонность управления;
- использование алгоритмов, определяющих то, что должен видеть пользователь;
- угроза неприкосновенности частной жизни;
- фрагментация информации.
Замкнутое веб-пространство пользователи видели во времена AOL. Именно тогда их доступ к контенту Сети был ограничен.
В настоящее время даже деятельность отдельных компаний нельзя оценивать однозначно. Например, Facebook и Google. С одной стороны, они используют практику блокировок контента. С другой — сложно переоценить их вклад в развитие коммуникаций и их демократизацию.
Тем не менее, именно они поставили под угрозу частную жизнь пользователя. Изучая его записи, они формируют новостную ленту, которая предлагается конкретному человеку. Также корпорации накапливают информацию о каждом участнике сетевого сообщества — каждый может выполнить поиск по запросу «последние покупки в Amazon» и увидеть, что он приобретал на этом портале.
Почему же закрытый Интернет сегодня побеждает? Дрис Бёйтарт уверен, что причина этого проста — такая сеть удобна потребителю. Именно она легко решает его повседневные задачи — найти какую-то информацию, связаться с друзьями и т. п.
Действительно, зачем нужна какая-то отдельная защищённая система обмена сообщениями, если есть Facebook? Она прекрасно позволяет передать какую-то информацию друзьям, причём для этого пользователю не потребуется заводить новый аккаунт и запоминать оригинальный пароль.
Отсюда вытекает, что метод борьбы с закрытой сетью может быть только один — сделать открытую сеть более привлекательной для пользователя. Что, очевидно, очень непросто.
Во-первых, необходимо реализовать некий аналог FDA (американское управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов) для данных и алгоритмов. Но тут сразу возникает проблема с экспертами. Следует ли привлекать к этому правительства? Или вопрос должен решаться усилиями множества небольших организаций, несмотря на то что это дорого и сложно?
Во-вторых, необходимо построить систему защиты данных и управления ими. Одно из возможных решений — хранить все данные в одном месте и предоставить самому пользователю право решать чем именно делиться и как долго это делать. Однако это как прямо, так и опосредованно повлияет на бизнес-модели, применяемые множеством компаний. Кто же тогда будет разрабатывать такую систему?
В-третьих, необходимо создать пользовательские решения для децентрализованной сетевой среды. В этом могут помочь открытые стандарты и открытая модель разработки. Однако, этому препятствует недостаточный пользовательский опыт. К тому же, конкурировать придётся с такими гигантами, как Google или Facebook, что вряд ли реалистично.