Тема импортозамещения ИКТ в России была актуализирована выступлением президента РФ на форуме ПМЭФ в 2014 г, где он заявил о приоритете отечественных программных и аппаратных ИКТ-разработок в госзакупках.
Прошло два года. Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства, являющегося одним из соучредителей организуемого в стране центра компетенций по импортозамещению, рассказал на Международном форуме безопасного Интернета (ФИБ-2016) о текущем положении дел с импортозамещением ПО в органах российской власти.
Объемы расходов на ПО в региональных структурах власти сопоставимы с расходами в федеральных властных структурах, поэтому проведенные в конце прошлого года Экспертным центром электронного государства исследования в регионах дают представление о положении дел с расходами в российских органах власти в целом.
Согласно результатам опроса, на 95% рабочих мест в региональных властных структурах используются операционные системы Windows и офисные программные пакеты MS Office; на 90% рабочих мест в качестве почтового клиента применяют MS Outlook; из находящихся в эксплуатации СУБД около 80% составляют Oracle и MS SQL Server. Примерно 72% публикуемых контрактов на закупки ПО приходится на иностранное ПО, что в денежном выражении составляет 77% (или 72 млрд. руб.) средств, выделяемых на эти закупки.
После принятия в прошлом году закона
Есть и первые экономические показатели импортозамещения в ПО. Так, перевод СМЭВ в Республике Бурятия на российские разработки (что стоило региону не более 3 млн. руб.) позволяет республике экономить на поддержке и закупках лицензий около 10 млн. руб. в год (примерно 20% годового ИТ-бюджета региона).
Г-н Хилов подчеркнул, что есть и другие примеры. Тем не менее, они носят только пилотный характер. В целом же регионы испытывают затруднения, связанные с нехваткой как ресурсов, так и методических и организационных рекомендаций.
При решении задач импортозамещения всем властным организациям нужно провести инвентаризацию используемого ПО, определить приоритеты, разработать концепции импортозамещения в регионе, скорректировать региональные ИТ-программы, выбрать аналоги для замещения, оценить типовые угрозы процесса перехода на замещающее ПО.
В выполнении этих работ требуется объединить, централизовать усилия, наладить обмен опытом, чтобы по возможности типизировать выполнение упомянутых работ, избежать ненужных издержек и пестроты. Экспертный центр электронного государства как свою основную функцию рассматривает помощь госзаказчикам в решении перечисленных задач.
Использование единого реестра российского ПО, который заработал с начала этого года, пока эффективным признать нельзя из-за слабого контроля исполнения запрета на приобретение импортного ПО и отсутствия механизмов воздействия на нарушителей запрета, считает г-н Хилов. По его словам, около 85% госзаказчиков пока игнорируют
По мнению президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха, для успешного решения задач импортозамещения нужно менять настрой в головах российских ИТ-директоров, чтобы расширить их кругозор при выборе ИКТ-средст за пределы продукции из США и Западной Европы, больше обращать внимание на российские разработки и аналоги из других стран.
В списке этих стран важное место отводится сегодня Китаю, располагающему широким спектом ИКТ-предложений для России. Некоторые китайские компании переносят сборочное производство в Россию, тем самым в некоторой степени передают нам свои технологии. По мнению г-на Массуха, в части переноса этих технологий в Россию есть серьезные перспективы и надежды их реализовать.
Как отметил Илья Массух, анализ реестра российского ПО показывает, что включенные в него продукты в разы дешевле иностранных аналогов, а близость разработчиков к заказчикам способствует эффективной и оперативной их кастомизации за счет образования консорциумов производитель-поставщик-внедренец.