За последние несколько лет в сегменте финансовых услуг произошел целый ряд серьезных перемен, вызванных появлением и развитием новых технологий. По мере того как стартапы из сегмента FinTech захватывают развитые рынки, многие руководители компаний ожидают от своих отделов по информационным технологиям повышения эффективности бизнеса и содействия во внедрении инноваций одновременно со снижением издержек и поддержанием работы старых систем.
Отражая эту тенденцию, новый отчет PwC «Технологии финансовых услуг в 2020 году и в последующий период: на волне перемен» представил описание реальных последствий десяти технологических новинок в данной отрасли и указывает на лиц, которые должны контролировать и решать вопросы, связанные с их появлением.
«Работники финансовых организаций понимают, как нелегко будет подчинить себе эти беспрецедентные перемены. Облачные технологии уже достигли такого уровня безопасности и надежности, который позволяет им оттеснить на второй план решения, разработанные в компании собственными силами. Вполне возможно, что технология блокчейн вскоре окажет такое же влияние на будущее банковских услуг, что и интернет — на магазины традиционных форматов. Создается ощущение, что пройдет совсем немного времени, и операционные центры банков заполнятся высокотехнологичными роботами, которые заменят собой сотрудников, выполняющих кассовые и прочие операции в ручном режиме», — комментирует ситуацию Джулиен Курб, руководитель глобальной практики PwC в области технологий финансовых услуг.
Директора по информационным технологиям и другие руководители должны уметь оперативно внедрять инновации с появлением изменений в технологиях, конкурентной и рыночной среде и иметь в своем распоряжении квалифицированных сотрудников для этих целей. Таким образом, необходимо, чтобы они могли распознавать появляющиеся угрозы и возможности, которые повлияют на их операционные модели, подход к работе с персоналом и способность внедрять инновации и выполнять проекты.
В отчете PwC представлены десять важнейших технологических факторов, которые будут определять конкуренцию в сегменте финансовых услуг к 2020 году, а также шесть приоритетных областей, на которые должны обращать внимание финансовые организации.
Десять важнейших технологических новинок: финансовые технологии будут способствовать изменению бизнес-моделей; экономика совместного потребления станет неотъемлемой частью финансовой системы; технология блокчейн вызовет радикальную реструктуризацию отрасли; цифровой формат станет основным; аналитика данных о клиентах станет основным инструментом прогнозирования роста выручки и рентабельности; развитие робототехники и искусственного интеллекта даст начало волне локализации и возвращения активов, ранее выведенных за рубеж; публичное облако станет основной инфраструктурной моделью; кибербезопасность станет одним из главных инструментов защиты финансовых организаций; азиатские страны выйдут в лидеры технологических инноваций; регулирующие органы также будут обращать больше внимания вопросам технологического характера.
Шесть приоритетов, намеченных на 2020 год: обновить вашу операционную модель в части информационных технологий для подготовки к тому, что станет нормой в ближайшем будущем; сократить издержки за счет упрощения старых систем, выведения SaaS («ПО как услуга») за пределы облачных структур и внедрения робототехники и систем искусственного интеллекта; наращивать технологические возможности для сбора максимального количества данных о потребностях своих клиентов; подготовить архитектуру своих систем к подключению к чему угодно, где угодно; уделять максимум внимания кибербезопасности; обеспечить себе доступ к человеческим ресурсам, обладающим способностями и навыками, необходимыми для выполнения задач и победы в конкурентной борьбе.
«У провайдеров финансовых услуг может появиться ощущение, что они уже где-то видели эти рекомендации. Указанные нами приоритеты — обновление операционной модели в области информационных систем, сокращение издержек за счет упрощения старых систем — актуальны в любое время. При этом способы и причины выполнения соответствующих действий теперь будут существенно отличаться от того, какими они могли быть ранее. То, что работало в мире, где использовались клиентские серверы, не будет работать в мире облачных технологий. Инструменты, которые обеспечивали безопасность сделок с физическим использованием банковских карт, не помогут в эпоху интернета вещей. Мы надеемся, что наше видение текущей ситуации будет полезно для финансовых организаций, которым необходимо в ближайшее время приступить к обновлению своей стратегии на 2020 год и последующий период», — отмечает Джулиен Курб.