Интернет вместе со всеми активно появляющимися внутри него подключенными устройствами и системами имеет одно интересное свойство — эта огромная коммуникационная сеть коренным образом реорганизует деловое и личное взаимодействие пользователей. Без этого существование компаний вроде Uber, ZipCar, Airbnb, Instacart, WeFarm было бы невозможным.
Так называемая экономика совместного потребления (или долевая экономика), всерьез заявившая о себе в начале
Хотя у экономики совместного потребления, а также у так называемой «гигономики» (gig economy, экономика разовой подработки), есть множество преимуществ и недостатков, в целом ясно, что эта концепция развивается полным ходом и распространяется на такие сферы как корпоративный краудсорсинг. А вот государство, согласно недавно опубликованным результатам исследования, проведенного консалтинговой компанией Accenture, не успевает поддержать эту идею и взять ее на вооружение. В докладе, озаглавленном Citizens Embrace Potential of «Sharing Economy» to Improve Government («Народ пользуется возможностями „экономики совместного потребления“ для улучшения государства»), констатируется, что между восприятием экономики совместного потребления населением и политикой государства в этой сфере существует огромная пропасть.
Например, аналитики Accenture обнаружили, что от 73% до 87% населения поддерживает идею использования госучреждениями различных услуг в рамках совместного потребления, при этом приблизительно половина опрошенных руководителей организаций госсектора сообщили, что их организации не готовы прибегнуть к таким услугам. И все же 62% граждан и 66% руководителей госучреждений согласились с тем, что более активное участие государства в деятельности, связанной с экономикой совместного потребления, помогло бы повысить уровень «удовлетворенности населения от работы правительства».
Дэниел Лондон, главный управляющий подразделения Health & Public Service компании Accenture, отметил: «Цифровые технологии дают людям возможность применить современный подход к давней идее совместного участия в чем-либо, и мы наблюдаем уверенный рост числа компаний, предлагающих различные услуги и не владеющих при этом лежащими в основе их бизнеса активами — транспортными средствами, материально-технической базой и оборудованием. Такие экономические модели общего пользования с коллективным духом открывают для новаторов в правительственных структурах ряд новых замечательных способов повышения их экономической эффективности, способствующих также расширению охвата граждан государственными инициативами, улучшению общественного мнения о правительственных органах и удовлетворения их деятельностью».
Как будут разворачиваться события в течение следующих нескольких лет — увидим позже. Но одно ясно наверняка: все больше граждан считает экономику совместного потребления жизненно важной, и государству нужно идти в ногу со временем.