Развитие любой сферы деятельности неразрывно связано с законодательством, стандартами, призванными отвечать на актуальные запросы общества. Сфера информационных технологий — не исключение. Однако действующие законы и попытки изложить их на новый лад порождает больше вопросов, чем ясности и понимания. Ряд ключевых отраслевых законов не отражает актуальных на сегодня понятий, в них нет взаимосвязи. А попытка использовать их устаревший инструментарий приводит к коллапсам и недоразумениям. Поэтому высокие технологии в России в том ключе, в котором законодатель предлагает развивать их сегодня, на деле развиваться не могут вообще. Такое мнение высказал на недавней конференции «Эффективный генеральный директор. Контакт бизнеса и власти» интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.
«В настоящее время мы оперируем законами о связи, об информации и информационных технологиях, о персональных данных. Однако они не отвечают существующим реалиям. Закон о связи представляет собой старинное телефонное право, которого уже не существует. Кроме того, законодатель по сей день не силен в технологиях, и, как следствие, нынешние законы порождают еще большие проблемы, чем те, что были до их принятия. В результате мы имеем огромный клубок проблем, который решить крайне сложно, потому что применяются те механизмы регулирования, которые для этого никак не приспособлены. В настоящее время поставлена задача — написание цифрового кодекса РФ», — рассказал он.
Одним из аспектов, который должен найти отражение в этом новом документе, по его словам, является преобразование документа в электронный вид. «Увы, но даже сейчас в понимании человека документ — это напечатанная на листе бумаги информация с подписью внизу. Необходимо придать статус официального электронному виду документа», — пояснил г-н Мариничев.
По его словам, речь идет об оцифровке бумажного документа, подписании его УКЭП и уничтожении бумажного оригинала. Соответственно, далее следует использовать уже цифровой вид документа, в том числе для предоставления в суд и различные ведомственные структуры. «Это очень важно для бизнеса, который взаимодействует с большим числом потребителей. К примеру, возьмите любого оператора сотовой связи. Ежедневно он подписывает сотни тысяч договоров оферты. Это стандартный бумажный договор, который операторы должны предоставлять по запросам и хранить. Речь идет о возможности дальнейшего использования исключительно отсканированного образа договора. И в настоящее время мы предпринимаем попытки внесения соответствующих изменений в законодательство», — сообщил г-н Мариничев.
Другим важнейшим объектом преобразований должны являться общественные институты, органы государственной власти и система оказания государственных услуг. «То, как сегодня осуществляется автоматизация процессов взаимодействия с гражданами, с бизнесом, категорически неприемлемо. Сегодня любой ФОИВ автоматизирует себя сам, включая взаимодействие с субъектами своей базы контактов, с другими ведомствами. В моем понимании это неприемлемо для цифрового мира, где сама суть существующих общественных институтов должна меняться и преобразовываться. И в этой связи следует наделить соответствующими правами некоторые из них. Например, нотариуса. Получив возможность идентифицировать клиента и право доступа ко всей информации о гражданах, он может вносить и изменять записи в различных государственных реестрах: о принадлежащей субъекту недвижимости, о семейном положении, о рождении ребенка и т. д. Таким образом, наличие института записи актов гражданского состояния становится избыточным, как, по сути, и наличие многих других. При использовании высоких технологий в своем нынешнем виде и численном составе эти институты для решения социальных задач не нужны. И государство, и отдельные граждане, и бизнес — это, по сути, клиент-серверная архитектура. В этом перспектива развития. Основой таких преобразований является создание цифрового кодекса РФ», — считает г-н Мариничев.
В качестве примера успешных инноваций в данном вопросе он привел Эстонию: «У них цифровое государство работает фактически как одна большая система управления электронной информацией, что правильно и разумно».
По его мнению, чтобы двигаться в этом направлении, нам необходимо кардинально менять законодательство. «Мы можем очень быстро принимать любые законы, особенно когда они политически ангажированы. Но не можем решиться на принятие таких норм права, которые технологически изменят структуру общества, подходы к решению задач бизнеса и общества вообще. Чтобы изменить ситуацию, требуется три фактора: наличие креативно мыслящих людей, наличие финансовых ресурсов и логично изложенное законодательство», — заявил г-н Мариничев.