Станет ли технология блокчейн вторым пришествием Интернета? Это сравнение похоже на патетический лозунг, выдвигаемый многими мне знакомыми новыми стартапами, а также ведущими бизнес-консультантами, к числу которых принадлежит Дон Тэпскот, написавший вместе со своим сыном Алексом Тэпскотом недавно вышедшую книгу Blockchain Revolution: How the technology behind Bitcoin is changing money, business, and the world («Блокчейн-революция: как технология, на которой основан биткоин, изменит деньги, бизнес и мир»).
Блокчейн (цепочка блоков транзакций) представляет собой глобально распределенную учетную книгу — платформу для транзакций по надежным взаиморасчетам без посредничества банка или иной третьей стороны. Как я понимаю, в основе блокчейн лежит идея совместного владения одной и той же книгой, и в нее сложно внести искажения, если только вы не захватите контроль над большинством используемых ею вычислительных ресурсов.
Но мне непонятно, почему это исключает комиссионные отчисления за «посредническое» обслуживание. Как никак, а стартапы, работающие в этом секторе, становятся новыми посредниками, планирующими делать деньги на своих сервисах. Возникают и следующие вопросы:
- каким образом технология будет масштабироваться на миллионы транзакций, учитывая гигантские вычислительные затраты и время, необходимое для обработки одной транзакции;
- каким образом блокчейн сможет избежать регулирования властями;
- каким образом малые цепочки блоков смогут обеспечивать тот же уровень доверия как гигантский блокчейн биткоинов (превышающий по масштабам все серверные фермы Google вместе взятые);
- почему блокчейн, как многие говорят, несет вызов крупнейшим корпорациям, когда те же корпорации на самом деле спонсируют конференции по этой технологии и, похоже, собираются извлечь из нее максимальную выгоду;
- в чем заключаются болевые точки блокчейн.
И разве проблема транзакций по взаиморасчетам еще не решена? Visa и Mastercard занимаются этим день-деньской, и они умеют удостоверять личные данные и гарантировать безопасность за довольно маленькую комиссию, если сравнивать с 30% (и более), которые берут интернет-компании типа Apple и Google за обработку платежей по цифровым товарам.
Чтобы найти некоторые ответы, я обратился к материалам недавно прошедшей конференции в Инновационном центре NASDAQ в г. Сан-Франциско, на которой выступали отец и сын Дон и Алекс Тэпскоты, а затем состоялась панельная дискуссия с участием Джона Уолперта, глобального директора по блокчейн-продуктам IBM; Хаскела Гарфинкела, партнера и финансово-технического соруководителя PricewaterhouseCoopers и Райана Смита, основателя стартапа Chain, создающего блокчейн-инфраструктуру для финансовых учреждений.
Я не получил ответа на все свои вопросы, но обратил внимание на слайд, промелькнувший в конце презентации Дона Тэпскота и перечислявший факторы, которые могут воспрепятствовать внедрению блокчейн. Этот слайд перекликался с некоторыми моими вопросами.
Интересно понаблюдать, что будет с блокчейн дальше, кто будет использовать эту технологию и какие будут предложены новые сферы ее применения.
Вопрос в том, сможет ли блокчейн преодолеть многие технические и социальные проблемы и стать новой революционной технологией, почти столь же важной для глобальной экономики, как нынешний Интернет. Отвечать на него еще рано, но этот факт не заглушает восторженные голоса ее поборников.