Отработав на пакете Office 365 модель предоставления своих программных продуктов по подписке, Microsoft намерена расширять такую практику, распространив ее на свою настольную Windows 10. Именно обсуждение деловых аспектов продвижения этой ОС на корпоративный рынок стало одной из главных тем проходящей сейчас в Торонто (Канада) Всемирной партнерской конференции (WPC) компании.
Накануне мероприятия Microsoft анонсировала сервисный набор Secure Productive Enterprise (SPE). Его аналог уже существовал ранее под названием Enterprise Cloud Suite — весьма характерно, что Microsoft последовательно отказывается от использования термина «облачный» в своих рыночных предложениях. SPE включает Windows 10 Enterprise, Office 365 и Enterprise Mobility + Security (такое двойное имя теперь используется для обозначение того, что ранее было известно как Enterprise Mobility Suite). Yа конференции было объявлено о том, что корпоративная Windows 10 будет также поставляться в виде отдельной подписки в двух вариантах — Windows 10 Enterprise E3 и Windows 10 Enterprise E5. Первый соответствует функционалу уже почти года присутствующей на рынке Windows 10 Enterprise, а второй будет дополнительно включать новое средство защиты от внешних атак Windows Defender Advanced Threat Protection. Соответственно, и SPE будет доступен в версиях E3 и E5.
Подписка на Windows 10 Enterprise E3 будет доступна со 2 августа, объявлена ее цена — 84 долл. в год на одного пользователя. О стоимости варианта E5 пока ничего не известно, но обещано, что продукт можно будет приобрести до наступления осени. По-видимому, общий набор SPE E5 появится до конца года (выпуск новой версии Enterprise Mobility + Security E5 запланирован на IV квартал).
Конечно же, новость о подписной модели для настольной ОС не является неожиданной. Тем более что эту схему Microsoft использует на корпоративном рынке уже много лет в виде Software Assurance. Однако в данном случае компания как бы переходит на новый уровень подписной модели, усиливая его облачно-сервисную составляющую. Дело в том, что если в модели Software Assurance вендор фактически брал на себя только обязанность по поставке ПО, а все остальные заботы (установка, эксплуатация) ложились на плечи заказчика (который вполне мог и не использовать вообще новые версии), то теперь Microsoft берет существенную часть по сопровождению Windows на себя. Кроме того, модель Software Assurance во многом ориентировалась на работу с крупными заказчиками, теперь же Microsoft намерена активно продвигать подписную схему и на уровень малых компаний.
В этом плане характерно, что говоря о достоинствах своих сервисно-подписных предложений, компания акцентирует внимание на преимуществах, которые получат организации с ограниченным числом ИТ-сотрудников (или даже с отсутствием штатных ИТ-специалистов). Также подчеркивается, что подписка даст возможность заказчикам отказаться от капитальных затрат, повысить предсказуемость расходов на ИТ, оптимизировать их за счет использования программных ресурсов по своим реальным потребностям.
Сама подписка будет предлагаться клиентам через партнеров, участников программы Cloud Solution Provider (CSP). Но при этом подчеркивается, что лицензионная модель приобретения Windows 10 также продолжает работать — все желающие, как и раньше, могут купить «пожизненную» лицензии на Windows 10 Enterprise E3 на каждый отдельный ПК.
На WPC 2016 ничего не говорилось о планах работы Microsoft на потребительском рынке, однако вполне можно ожидать, что вскоре появятся подписные варианты Windows 10 и для частных лиц (как это случилось с Office 365, который тоже начинался с корпоративных клиентов). Тут нужно напомнить: вопрос о том, что Microsoft нужно форсировать замену традиционной лицензионной (бессрочной) модели распространения ПО подписными схемами, встал остро еще несколько лет назад, когда компания столкнулась с явным нежеланием пользователей менять Windows XP, причем даже прекращение техподдержки этой ОС не сильно ускорило процесс обновления. Радикальным решением этой проблемы должен стать переход на подписную модель, хотя, понятно, быстро сделать это нельзя. В этой связи нужно отметить, что Microsoft проводит такую трансформацию схем продажи своего ПО достаточно мягкими эволюционными методами, но общая направленность движения ее бизнеса в сервисную сторону не вызывает сомнений.