Сейчас при выборе системы видеоконференцсвязи (ВКС) часто встает вопрос: какое решение выбрать, «железное» или софтовое? Чем одно отличается от другого, кроме вида исполнения? Программные реализации относительно недавно заняли существенную долю на рынке, не все с ними хорошо знакомы и не всегда хотят их рассматривать, так как сложился стереотип, что ВКС обязательно должна быть аппаратной с огромными проприетарными серверами и отдельно стоящими видеотерминалами. Ниже мы расскажем, что же программные решения могут противопоставить аппаратными.
Сегодня преимущества программных ВКС становится все очевиднее. По данным OSP Data, более трети российских компаний, использующих видеоконференцсвязь, предпочитают программные решения. Существует как минимум четыре очевидных преимущества программных реализаций: стоимость оборудования, «срок жизни» решения, надежность (отказоустойчивость) системы и расширение инфраструктуры. Разберем их по порядку. Сразу оговорюсь, что речь пойдет исключительно о профессиональных коммерческих решениях в данной области. Облачные, бесплатные и условно-бесплатные решения (типа общедоступных версий Skype) мы рассматривать не будем. Споры в этой области идут постоянно, и у каждого вида решений есть свои сторонники.
Во-первых, если мы говорим о программном решении, то логично, что нам нужно его на что-то устанавливать. Это могут быть как серверы для виртуальных машин, так и оконечное оборудование в виде различных ПК, планшетов и мобильных устройств. В случае с производителями готовых аппаратных решений (ПАК) за вас уже производитель подумал о многом, предложив выбрать устройство из имеющейся линейки. Это удобно с точки зрения «взял-поставил». Однако нужно помнить, что за готовое «железное» решение вы всегда переплачиваете. Общая стоимость может отличаться как на десятки процентов, так и в разы (все зависит от конфигурации и производителя). Используя программное решение, вы вольны выбирать любое стандартное серийное оборудование: серверы, рабочие станции и мобильные устройства. Это позволяет оптимизировать расходы на внедрение и эксплуатацию системы. Так, в большинстве компаний у сотрудников уже есть современные и сбалансированные по производительности компьютеры, на которые достаточно установить программное обеспечение для проведения сеансов ВКС. Максимум, что им может потребоваться для высококачественной персональной связи, — это качественная внешняя веб-камера и гарнитура. Что стоит несоизмеримо меньше, чем, к примеру, персональный видеотерминал. И при этом гораздо функциональнее, а если сотрудник пользуется ноутбуком, то и мобильнее.
Во-вторых, стоит обговорить «срок жизни» решения. Ни для кого не секрет, что все «железные» решения имеют определенный жизненный цикл, после которого их нужно менять, так как они устаревают по нормативам производителя и не подлежат обновлению. Модернизировать каждые несколько лет аппаратные решения, мягко говоря, дорого. Из-за этого многие, кто покупают подобные системы, предпочитают эксплуатировать их до полного выхода из строя. А это значит, что в будущем будет все сложнее обновить платформу. Или же она в самый неподходящий момент откажет в работе. Что дальше — замена или ремонт? Как долго ждать новое железо? Чем заменять налаженную видеосвязь? Проприетарное или специализированное «железо» из состава ПАК зачастую заменить чем-то другим невозможно. Сервис не функционирует, а он нужен для работы. Вам повезло, если вы относитесь к VIP-клиентам, число установленных устройств велико, компания регулярно оплачивает премиум-сервис поддержки производителю. Тогда есть хорошие шансы на оперативное решение вопроса. На практике же большинству заказчиков остается надеяться на то, что поддержка будет оказана оперативно и качественно, а логистика отработает необходимые вопросы максимально быстро. Кроме того, тонкий момент состоит в том, что все увязано на внутренние процессы в других компаниях, на которые повлиять достаточно сложно. Стандартных, «базовых» серверов или ПК на рынке очень много, и они всегда в наличии. Т. е. существует короткий путь решения задачи: оперативная закупка стандартизованного сервера или ПК для быстрого развертывания ключевой части системы. Уровень временных и денежных затрат в этом случае гораздо ниже, чем при форс-мажорной ситуации с заменой проприетарного ПАК с системой.
В-третьих, в случае с аппаратными ВКС одиночный сервер с установленной системой не может полностью обеспечить надежную работу, если сервис, который он предоставляет, важен для компании. Для «железных» решений это обычно обеспечивается докупкой резервных серверов, дополнительных лицензий, конфигурированием кластеров. Это весомый финансовый расход. Вместо одного сервера вы покупаете два, а то и три, плюс специальные лицензии для отказоустойчивых конфигураций. И еще потребуется соблюдение технических условий для корректной установки и работы кластера. Для программных платформ часть этого функционала могут обеспечить среды виртуализации. К тому же лицензирование для программных решений в ряде случаев предусматривает оплату не за количество серверов в виртуализованной системе, а за число пользователей или подключений. Что упрощает и снижает стоимость обслуживания.
В-четвертых, если компания расширяется, встает вопрос о масштабировании системы видеоконференцсвязи. В готовом ПАК-решении вы «упираетесь» в тот ресурс, который заложил производитель в данную модель. Не всегда имеется бюджет для покупки еще одного сервера в целях расширения инфраструктуры или установки кластера. К тому же многие компании используют серверы с платформами виртуализации, и размещение в стойках дополнительных ПАК всего с одним решением — неэффективная эксплуатация имеющихся мощностей. С программной платформой вы просто обновляете прошивки вашей виртуальной машины, попутно добавляя ресурсы для обеспечения роста системы и включения в нее нового функционала. Гораздо проще выделить дополнительные ресурсы в общую систему под виртуальную платформу, при этом оптимизируя общие расходы, чем каждый раз менять целый сервер под одно решение. Даже полная замена стандартных серверов (к примеру, в рамках общей модернизации инфраструктуры компании) обойдется дешевле, чем замена специализированных серверов под выделенные системы.
Также следует отметить ситуацию с переездом ресурсов. Если нужно перенести ресурсы решения с одной локации на другую, то гораздо проще перенести виртуальные машины или клиентскую установку с одного сервера/ПК на другой, нежели везти целый кластер серверов из одного конца страны в другой.
В итоге мы можем наблюдать следующую тенденцию: снижение количества продаж «железных» решений, рост продаж программных решений и за счет этого снижение средней стоимости внедрения системы ВКС (согласно данным Gartner, Wainhouse Research, IDC и Forrester Research).
По данным опросов OSP Data, из тех компаний, что уже используют системы ВКС, в 2016 г. в РФ на аппаратные MCU (Multipoint Control Unit) приходится порядка 55%, а на программные — 32,5%. Но если учесть, что последние появились относительно недавно, то это серьезный тренд. Почти 2/3 респондентов пользуются программными клиентами для ПК, и почти треть — для мобильных устройств на Android и iOS. Кроме того, набирает популярность использование браузеров и технологии WebRTC.
Благодаря серьезным преимуществам программные решения в настоящее время развились до того уровня, когда уже составляют серьезную конкуренцию недавней гегемонии производителей «железных» решений для ВКС. На программные решения стоит обратить внимание тем, кто подбирает себе систему или же планирует ее обновление, и взвесить все «за» и «против». Возможно, изучив новые решения на основе программной реализации, вы взгляните на системы ВКС иначе.
Автор статьи — менеджер по продукции компании Netwell.