Деловым и ИТ-руководителям крайне важно разобраться во всех возможностях Интернета вещей (IoT) и выработать разумный и экономный подход к нему.
За последние несколько лет шумиха вокруг IoT временами приобретала характер горячки. Нахлынула волна конференций, тематических статей, аналитических отчетов и пресс-релизов, настойчиво расхваливавших преимущества мира, где все подключено и ориентировано на данные. И хотя так просто поддаться общему ажиотажу, все же преуменьшать или совсем списывать со счетов эту концепцию было бы ошибкой.
«Интернет вещей стремительно набирает обороты, — говорит Крейг Макнил, управляющий директор подразделения Интернета вещей компании Accenture Digital. — Год-два тому назад о нем заговорили все подряд, и теперь он наконец приобретает реальные очертания».
Крайне важно разработать правильную IoT-стратегию. Интернет вещей все активнее проникает в разные компании и каналы поставок, затрагивая интересы пользователей множеством способов. Он фактически лежит в основе сегодняшнего цифрового предприятия.
«Интернет вещей базируется на трех китах, — объясняет Макнил, — а именно: подключении, вычислении и передаче данных. В свете наблюдаемого нами прогресса в мобильных устройствах, облачных вычислениях, контрольно-измерительных приборах и прочих областях он становится важной частью бизнес-мира».
Как деловым и ИТ-руководителям разобраться во всех доступных возможностях IoT? Как организациям выработать разумный и экономный подход к IoT?
Вполне закономерно, что в этом вопросе ужасно трудно определить, на что потратить время, деньги и ресурсы, когда речь идет о промышленной или потребительской сфере. Учитывая обилие вариантов и возможных подходов, важно осознать, каким образом IoT может привести к ощутимым бизнес-результатам.
По мнению экспертов, в большинстве случаев задача сводится к тому, чтобы научиться мыслить гибко и нетрадиционно, разрушать стереотипы и устраняя границы, и при этом прорабатывать новые технологии и точки их соприкосновения. В конечном счете «IoT нужен для упрощения и автоматизации», — утверждает Ким Смит, директор по цифровым технологиям в консалтинговой фирме Capgemini.
Повышение рабочей эффективности
Ценность IoT не вызывает сомнений, считает Макнил. Интернет вещей способен повысить рабочую эффективность способами, которые еще пару лет назад были немыслимыми.
Например, путем нанесения специальных бирок на продукты питания или лекарства можно гарантировать, что соответствующая продукция транспортировалась при нужной температуре, и, в случае возможных проблем, снять ее с отгрузки или продажи. Также можно обеспечить более тесный контакт с потребителями посредством контекстного маркетинга в режиме реального времени, а еще — намного более эффективно вести наблюдения за механизмами и их рабочими показателями.
С другой стороны, IoT также может поспособствовать появлению принципиально новых бизнес-моделей. Скажем, Uber и Airbnb — это примеры бизнесов, построенных исключительно на функционале IoT. В прошлом существование этих бизнесов было бы невозможно.
Важно стараться одновременно и развивать бизнес, и совершать переворот в своей отрасли, говорит Макнил. В этом смысле IoT пригодится как нельзя лучше. «IoT предоставляет возможность повысить рабочую эффективность и снизить затраты, но он также открывает дорогу к новым источникам дохода, — добавляет он. — Организации могут превратиться из компаний, ориентированных на товары, в компании, ориентированные на данные, с помощью компьютеров, устройств, датчиков и обработки информации в режиме реального времени».
Смит говорит, что все вращается вокруг элементарной идеи: «Нужно стимулировать трансформацию, демонстрируя проворство. Можно готовиться к переменам, можно на них реагировать, а можно взамен попытаться их ускорить».
Использование подключений по максимуму
Среди компаний, взявших на вооружение этот современный метод, можно отметить Armored Diesel Repair & Services, фирму из Сан-Антонио, оказывающую услуги выездного ремонта грузоперевозчикам и поставщикам оборудования в сфере нефтеэнергетической промышленности. Компания размещает передвижные СТО на рабочих объектах своих клиентов, разбросанных по всей территории нефтеносного бассейна Eagle Ford, причем многие из этих станций расположены за сотни миль от центрального офиса.
«Мы должны позаботиться о наличии всех необходимых запчастей на местах, — рассказывает Ларри Мюллер, вице-президент исследовательско-конструкторского направления Armored Diesel. — Иначе наши водители потратят несколько часов на поездки туда и обратно за дополнительными деталями». Хуже то, что клиенту придется ждать доставки в то время, как его грузовик или другой механизм будет простаивать.
Armored Diesel решила справиться с проблемой, прибегнув к методам IoT. Компания организовала складскую систему SmartTrailer, использующую компьютер, радиочастотную идентификацию (RFID), маркировочное оборудование и мобильную связь — и в результате получила систему реального времени, позволяющую отслеживать запчасти и распоряжаться ими в режиме реального времени. Мастер заходит внутрь станции при помощи электронного пропуска, действующего по принципу радиочастотной идентификации (он открывает дверной замок), вводит информацию о запчастях в разработанную компанией интеллектуальную систему, и система регистрирует эти запчасти в ERP-системе предприятия.
Подобная технология сокращает время простоя грузовиков и насосных станций до
Все внимание на экосистему бизнеса
Построение комплексной IoT-стратегии неплохо начать с обдумывания экосистемы бизнеса в целом, считает Смит: «Ведь IoT — это не просто технология, это общий набор принципов для сбора данных и управления ими с помощью новых, усовершенствованных приемов».
Такой принцип, по ее мнению, подразумевает более пристальный анализ, возможно даже пересмотр, вопросов, касающихся бизнеса, клиентов, партнерских отношений и прочих аспектов. Он также может потребовать формирования новых многофункциональных коллективов, организации центра цифровых инноваций или исследовательской лаборатории, а также назначения бизнес- и ИТ-руководителей, способных рассматривать ситуацию под новым, часто противоположным углом.
Смит отмечает, что сегодня некоторые цифровые компании зарабатывают значительную, если не подавляющую часть своего дохода при помощи различных API, которые соединяют между собой разрозненные системы, устройства и базы данных. Она приводит примеры: Salesforce.com генерирует таким образом порядка 50% своей выручки, eBay — около 60%, а Expedia — до 90%.
По словам Макнила, чтобы суметь воспользоваться коммерческой ценностью IoT, нужно приступать к анализу вариантов, опробованию технологий и скорейшему созданию прототипов. Также важно переосмыслить модели управления и решить, кто именно возглавит инициативу — будет ли это директор по маркетингу, ИТ-директор, производственный директор или директор по цифровым технологиям.
«Стало довольно просто выбрать какую-нибудь идею, добавить к ней несколько датчиков, собрать данные и на этом основании построить реальный бизнес-план, — говорит Макнил. — Для этого больше не нужно гадать на кофейной гуще».
Как только организация определится с проблемой или бизнес-задачей, которую она хочет решить, остается только распланировать технологии и системы, с помощью которых можно будет получить нужные данные и результаты, говорит он и добавляет: «Можно начать проект, а затем, в случае удачи, развивать его до нужных масштабов».
ИТ-отделы играют в осуществлении IoT-проектов ключевую роль. «По мере того как бизнес переходит на модель получения любых ресурсов в качестве сервисов и перекладывает исполнение ИТ-функций на плечи сторонних компаний, цифровые технологии, в том числе IoT, создают для ИТ возможность приобрести более стратегический характер и преуспеть», — уверен Макнил.
Это, в свою очередь, означает необходимость понять, как собрать воедино все элементы цифровых технологий, включая смартфоны и мобильные устройства, датчики, RFID- и NFC-приборы, облака, API, системы машинного обучения, искусственный интеллект и даже социальные сети.
«Существует огромный пласт возможностей для организаций, которые смогут задействовать IoT для подключения, вычисления и передачи данных», — подытожил Макнил.