Oracle форсирует свою агрессивную облачную кампанию, собираясь потратить 9,3 млрд. долл. на покупку компании NetSuite, которая одной из первых начала продавать корпоративное программное обеспечение по подписке.
Как утверждает один из генеральных директоров Oracle Марк Хёрд, сделка, которую анонсировали 28 июля и планируют закрыть до конца текущего месяца, подкрепит арсенал компании большим набором дополнительных облачных приложений. Более того, она усилит ее присутствие на ключевом рынке среднего бизнеса, где NetSuite занимает прочную позицию, а Oracle представлена весьма скромно.
Сделка по приобретению также поспособствует сближению двух компаний, у которых и так уже были довольно тесные связи. NetSuite была основана Заком Нельсоном, нынешним генеральным директором, который в
Помимо обычных юридических формальностей, которые предстоит преодолеть, для заключения сделки нужно выполнить еще одно условие: бόльшую часть непогашенных акций NetSuite, не принадлежащих директорам NetSuite или людям, имеющим связи с Эллисоном, его родственниками или аффилированным юридическим лицам, нужно выставить на продажу через открытый аукцион.
Хёрд выступил с заявлением, в котором сказал, что «дополняющие друг друга» облачные приложения обеих компаний «будут всегда мирно сосуществовать на рынке. Мы намерены активно вкладывать средства в оба вида продуктов — для технического проектирования и для распределения продукции».
Брюс Гаптилл, старший вице-президент и глава исследовательского отдела фирмы ISG Insights, считает, что ввиду деловой близости двух участниц сделки покупка компанией Oracle компании NetSuite не вызывает удивления. Скорее, такая сделка была лишь вопросом времени. Обе компании поддерживают тесные рабочие отношения с момента учреждения NetSuite в 1998 г.
«Это все равно, что наконец усыновить ребенка, которого ты воспитывал с самого рождения», — провел аналогию Гаптилл.
Oracle довольно поздно включилась в гонку облачных вычислений: Эллисон сначала отмахнулся от этой идеи как от временного веяния. Тем не менее, в последние несколько лет компания сменила тактику на агрессивное наращивание своих возможностей посредством покупки других компаний и собственных разработок, а ее правление не устает подчеркивать растущие успехи Oracle на этом поприще.
В прошлом месяце, на конференции, посвященной обсуждению финансовых показателей Oracle в последнем квартале, один из генеральных директоров Сафра Катц доложила, что совокупный квартальный доход компании от облачных технологий составил 860 млн. долл., что на 50% выше, чем за аналогичный период в прошлом году, и отметила, что облачный бизнес Oracle растет быстрее, чем бизнесы Salesforce и Workday.
В ходе этой же конференции Эллисон заявил, что все ключевые элементы облачной стратегии Oracle — SaaS, PaaS и IaaS — быстро набирают обороты, что позволяет ему с уверенностью сказать, что Oracle первой из SaaS-компаний достигнет уровня доходов в 10 млрд. долл.
«Клиенты наших баз данных хотят перенести свои приложения в наше облако и поместить свои базы данных в нашу PaaS-среду, а позже ... перевести массу своих индивидуально разработанных приложений в нашу IaaS-систему, — цитируются слова Эллисона на ресурсе Seeking Alpha. — Эти явления взаимосвязаны. И мы построили ... дата-центр второго поколения, который, по нашему мнению, может составить достойную конкуренцию кому угодно, будучи более экономичным, производительным, безопасным и надежным, чем дата-центры любого из наших конкурентов. К тому же, на него есть огромный спрос, и мы начинаем привлекать к нему клиентов. Нам кажется, что это еще один ключевой фактор общего экономического роста Oracle».
Отраслевые аналитики считают, что сделка с NetSuite подстегнет амбиции Oracle в облачной сфере. По их мнению, она привлечет средний бизнес и клиентов NetSuite к продукции Oracle, однако поздний старт в этом секторе по-прежнему будет преследовать компанию-производителя ПО.
«Последние несколько лет в Oracle шли разговоры о том, что они „дозрели“ и готовы к облаку, но в реальности они слишком поздно начали и здорово отстают от конкурентов, — считает главный аналитик фирмы Moor Insights and Strategy Патрик Мурхэд. — У компании есть три способа проложить путь к новым технологиям: сделать это самостоятельно, заключить партнерское соглашение или купить готовое решение. Так как Oracle в плане облаков пришла к шапочному разбору, она вынуждена купить NetSuite. Сами они до этого дорасти просто не смогли».
Рынок среднего бизнеса пойдет Oracle на пользу, полагает Мурхэд, но добавляет при этом, что «для Oracle важно не слишком мешать работе NetSuite, чтобы не вышло, как в случае с Sun Microsystems, которую они фактически развалили и лишили актуальности».
Чарльз Кинг, главный аналитик фирмы Pund-IT, считает, что еще одним преимуществом для Oracle станет возможность добавить порядка 740 млн. долл. ежегодного дохода к своему собственному балансу, значительно украсив финансовые показатели своего облачного бизнеса.
И все же компания продолжает занимать весьма средние позиции среди других облачных провайдеров, плетясь в хвосте у IBM, Amazon, Google и Microsoft, отмечает Кинг. Он говорит, что главное отличие между Oracle и другими поставщиками аналогичных услуг состоит в том, что эта компания основывает бизнес на своих технологиях баз данных и корпоративных приложениях, тогда как остальные не так жестко спозиционированы в плане ПО.
При всем при этом приобретение NetSuite благоприятно отразится на Oracle, считает Кинг: «Эта сделка немедленно расширит доступ Oracle к рынку среднего бизнеса. Эта категория компаний составляет основную клиентуру NetSuite».
Гаптилл отметил, что у Oracle и NetSuite за плечами годы совместной работы, в ходе которой они помогали клиентам, ориентированным на «двухуровневые стратегии». Крупное предприятие может себе позволить ПО от Oracle, но с точки зрения его дочерних предприятий продукты Oracle могут быть перегружены ненужными функциями или слишком дорого стоить, так что у них есть возможность выбрать пакет инструментов NetSuite.
«Такова мировая тенденция, и во многом по этой причине мы наблюдаем заключение подобной сделки», — прокомментировал Гаптилл.
Компания SAP придерживается похожей стратегии, предлагая продукты высшего класса для крупных клиентов и упрощенные, менее дорогие решения — для компаний меньшего размера. Однако в данном случае разница в том, что обе линейки продуктов разрабатываются силами самой компании, при этом инструментарий SAP более низкого класса не может похвастаться таким же высоким инженерным и маркетинговым уровнем, который ассоциируется с продуктами NetSuite. Тем не менее, тандем Oracle и NetSuite может существенно усложнить жизнь SAP, считает Гаптилл.
В заключение он сказал, что тесные отношения между этой парой также смягчат любые потрясения, которые традиционно ассоциируются с такого рода поглощениями.