Уж столько копий сломано вокруг темы переноса ИТ-инфраструктур компаний в облака, а бизнес все ещё испытывает сомнения и страхи. В этой статье мы дадим свою профессиональную оценку укоренившихся мифов в отношении облачных вычислений и, надеюсь, частично рассеем колебания тех компаний, которые стоят перед необходимостью принятия решения о переходе в облако, а также предостережем их от возможных ошибок.
Миф 1. Компании переходят в облако, чтобы сэкономить деньги
Реальность. Компании переходят в облако для повышения своей маневренности и гибкости, а также сокращения времени выхода на рынок. Такой переход может быть затратным, но облако кардинальным образом меняет профиль расходов компаний, позволяя им перейти от капитальных затрат (CAPEX) к операционным (OPEX) и таким образом высвободить средства для развития перспективных направлений бизнеса.
Миф 2. Облако — это лишь место для хранения данных
Реальность. Облако — это гораздо более широкое понятие, нежели хостинг данных. Оно обеспечивает инструменты для создания новых бизнес-процессов, возможность оперативного масштабирования ИТ-ресурсов и гибкость в их использовании. При этом компании получают доступ как к традиционным приложениям, так и приложениям нового типа, благодаря чему формируется импульс к обретению новых навыков и использованию новых возможностей.
Миф 3. Переход в облако понижает статус CIO, а ИТ-отделы делает ненужными
Реальность. Значение CIO и ИТ-отделов компаний после перехода к использованию облачных сервисов только повышается, поскольку они получают возможность перейти от рутинных задач сопровождения аппаратных средств и программных систем к внедрению новых ИТ-инструментов для ускоренного развития бизнеса на всех уровнях. Облако позволяет укрепить и усилить значимость ИТ-инфраструктуры в бизнесе компаний и обрести новые уникальные навыки для извлечения большей прибыли.
Миф 4. Облачные решения соответствуют принципу Plug&Play
Реальность. Эффективная работа в облаке строится по принципу интеграции имеющихся у компании ИТ-решений с облачными технологиями. Некоторые облачные решения в определенной мере вписываются в идеологию Plug&Play, однако в большинстве случаев это, скорее, решения «под ключ», позволяющие максимально оперативно разворачивать новые стандартизированные сервисы. Реальный эффект облачные ИТ-решения дают, как правило, тогда, когда они активно интегрируются с другими сервисами, причем не только облачными. Облако предоставляет универсальный и эффективный полигон для любых интеграционных процессов. Понимание этих преимуществ облаков приходит со временем и практикой.
Миф 5: Облачные решения хуже защищены
Реальность. Многие провайдеры облачных сервисов обеспечивают более высокий уровень безопасности по сравнению с большинством организаций, экономящих на средствах обеспечения безопасности в силу недостаточного масштаба бизнеса и отсутствия возможности финансировать создание профессиональной системы безопасности.
Поставщики облачных услуг сосредотачиваются на безопасности в рамках своей основной деятельности и могут не только использовать для этого лучшие технические средства, но также нанять квалифицированных ИТ-специалистов, в том числе по безопасности.
Все это, однако, не означает, что компании, воспользовавшиеся услугами облачных провайдеров, не несут ответственность за обеспечение безопасности на своем уровне. Эта задача должна постоянно находиться в поле их зрения.
Миф 6. После перехода в облако можно не беспокоиться об обеспечении непрерывности бизнеса
Реальность. Ни одна компания не может делегировать задачи по обеспечению непрерывности своего бизнеса какому бы то ни было внешнему провайдеру. Она должна хорошо понимать, какого уровня сервисы использует в облаке, и согласовать свои решения по обеспечению непрерывности бизнеса с провайдером облачных сервисов.
Миф 7. Облако ставит компанию в зависимость от одного провайдера
Реальность. Если компания перенесла свою ИТ-инфраструктуру в облако, ей в случае необходимости не составит особого труда сменить провайдера, поскольку в облаке лишь воспроизводятся сконфигурированные ею решения. Выбор того, на какой платформе разворачивать инфраструктуру, всегда остается за клиентом. Необходимость в привлечении посредников обычно возникает лишь в том случае, если новое облако построено на иной технологической основе, но и это не ограничивает заказчика в выборе провайдера.
Миф 8. Облако ограничивает компанию в выборе технологий
Реальность. Большинство современных облаков инвариантны в отношении используемых компаниями инфраструктурных технологий и могут обеспечить работоспособность разных решений. Поэтому заказчик в любой момент может отказаться от одних технологий в пользу других и оперативно осуществить их замену.
Автор статьи — технический директор компании CorpSoft24.