За последний год законодатели до неузнаваемости изменили ландшафт отечественной ИТ-индустрии: в сентябре 2015 г. вступил в силу Федеральный закон № 242 «О переносе данных», в январе 2016 г. — законопроект, предоставляющий преференции отечественному ПО, а в июне 2016 г. Государственной Думой и Советом Федерации утвержден закон о «налоге на Google». Попробуем разобраться, к чему приводит ужесточение контроля государства за ИТ-сектором и какую пользу могут из этого извлечь российские ИТ-компании.
Перенос персональных данных в Россию
Одним из первых в ряду перечисленных инициатив стал ФЗ № 242, обязавший ИТ-компании хранить собранные ими персональные данные россиян (адреса e-mail, номера телефонов, ФИО и пр.) на серверах, расположенных на территории РФ. Переход на отечественные сервера участники рынка сопроводили комментариями относительно завышенной цены на хостинг в России по сравнению с зарубежными предложениями (и это при скачке в курсе валют!). Практика же, к сожалению, показала, что в ряде случаев отечественные серверные просто не могут предоставить необходимую услугу из-за технической недооснащенности.
Как следствие, российские ИТ-компании начали практиковать резервное копирование собственных баз данных и хранить на российских серверах только копии. В этом случае вы ведете работу с данными и осуществляете их хранение фактически по-прежнему, на зарубежных серверах, так как закон не предусматривает хранение информации исключительно на территории России. Очевидно, что подобная схема влечет дополнительные расходы.
В то же время я оцениваю этот закон как хорошее подспорье для разработчиков отечественного программного обеспечения. В частности, в сегменте присутствия нашей компании после закрытия лидирующей платформы Parse стали происходить вполне закономерные явления: на рынке появились новые российские продукты, в том числе и наша облачная платформа Scorocode.
Переезд на российские сервера тяжелее всего дался таким зарубежным гигантам, как Google. Facebook первоначально и вовсе заявила о своем отказе переносить сервера в Россию. Twitter отделался легким испугом — его освободили от переезда, так как сервис микроблогов, по мнению Роскомнадзора, не хранит достаточного для применения закона количества персональных данных своих пользователей.
Налоговые льготы федерального и регионального уровня
Другой вариант поддержки отечественных компаний — предоставление налоговых льгот. На своем опыте могу сказать, что, например, участие в проекте «Сколково» позволило нам снизить налоговую нагрузку в части выплаты страховых взносов с заработной платы сотрудников. Резиденты технопарка освобождаются от налога на прибыль и от налога на имущество. В 2017 г. начнет действовать программа таможенных льгот: «Сколково» компенсирует таможенные пошлины на импортируемые товары, если последние необходимы для исследовательской деятельности компании-резидента. Инновационный центр помогает проектам сразу по ряду направлений, начиная с обсуждения идеи на экспертном уровне и заканчивая получением грантов на реализацию.
«Сколково» — это лишь одна из форм поддержки, причем федерального уровня. В четырех субъектах: Челябинской, Новосибирской, Пензенской и Ульяновской области работают региональные программы поддержки, предполагающие, в частности, сниженную с 20% до 15,5% ставку налога на прибыль.
Особая экономическая зона «Иннополис» также заинтересована в предоставлении своим резидентам налоговых преференций: здесь компании освобождаются от налога на имущество и транспортного налога на 10 лет. Кроме того, в течение первых пяти лет резиденты освобождаются от уплаты налога на прибыль, затем он составит для них 5%, а через 10 лет — 13,5%.
Протекционистские меры
Закон о преференциях отечественному ПО оказался приятным только для российских разработчиков, но и то не для всех. Он запретил государственным и муниципальным заказчикам приобретать иностранное ПО при наличии аналогичных российских продуктов. По мнению авторов проекта, отечественный софт составляет лишь 25% от общего количества закупаемого ПО, а протекционистские меры позволят изменить это соотношение.
Конечно, здесь не обошлось без конфликтов: многие помнят историю Eset Nod. Заявка антивируса на включение в реестр ПО была отклонена экспертом Натальей Касперской, которая объяснила решение некорректно подготовленными документами.
В дополнение к нормативному акту Минсвязи сформировал список отечественного ПО — «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», обозначивший перечень критериев, которым должно соответствовать ПО для государственного заказчика. То есть до тех пор, пока ваша заявка на включение в Реестр не будет одобрена, вы пользы от этого закона не получите.
Но если все сделать правильно, то ваша компания сможет сократить выплаты социальных налогов с 30% до 14%. Для перехода на льготную ставку фирма, во-первых, должна получить за последние девять месяцев от разработки и продажи ПО (или сайтов) 90% дохода; во-вторых, ей необходимо иметь государственную аккредитацию в Минсвязи и, наконец, в-третьих, в ее штате должно быть не менее семи сотрудников в течение девяти месяцев, предшествующих подаче заявления на льготное налогообложение (задача легко решается, если вы оформите всех удаленных сотрудников).
Для получения аккредитации в Минсвязи понадобится устав и выписка из ЕГРЮЛ, подготовленная не ранее, чем за три месяца до даты подачи заявления. Проверьте, чтобы в выписке был указан ОКВЕД 72. Также приложите заявление и справку по установленной министерством форме. Если все требования соблюдены, то в течение 30 дней вы получите аккредитацию, а Минсвязи в течение семи дней самостоятельно уведомит ПФР и налоговую инспекцию о ваших льготах.
Льгота вполне может быть отозвана в результате проверки. Так что особенно внимательно отслеживайте записи в книгу учета доходов и расходов (если у вас упрощенка) и оформление актов, счетов-фактур и договоров (если у вас стандартная система налогообложения): старайтесь использовать формулировки максимально близкие к юридическим — это поможет избежать нежелательных разночтений в ходе проверки.
И другие формы поддержки российской ИТ-индустрии
Самым спорным стал законопроект о «налоге на Google». В первоначальной редакции закон обязывал всех производителей контента, как зарубежных, так и отечественных, оплачивать НДС в размере 18% с выручки от реализации контента на физическом и информационном носителях на территории России.
Законотворцы не скрывали, что именно активный рост ИТ-индустрии в России (на 28% за 2015 год, по данным Bloomberg), послужил дополнительным поводом для разработки законопроекта — таким образом самой динамично развивающейся отрасли отечественной экономики предложили начать возвращать долги за былые поблажки.
Но по итогам встреч с представителями Яндекса, Mail.ru Group и другими участниками российского ИТ-рынка к закону были приняты поправки, исключившие российские компании из текста закона. Проблему двойного налогообложения для отечественных разработчиков, реализующих свои продукты за рубежом, решил налоговый вычет на территории РФ, так что НДС будет уплачен лишь в стране, где продукт будет реализован. Налогообложение иностранных компаний в финальной версии законодательного акта осталось без изменений, но изменилась ставка — теперь она составляет 15,25%.
Нужно отметить, что отечественные разработчики, реализующие свой продукт на территории Евросоюза, столкнулись с аналогичным налогом еще в начале 2015 г., когда ЕС принял поправки к налоговому законодательству, обязывающие оплачивать НДС по ставке страны, где находится покупатель товара, поэтому заранее ознакомьтесь с налоговым законодательством страны, где планируете реализовывать продукт. Так, стандартная ставка в Исландии составляет 25,5%, в Великобритании — 21%, а Швейцария взимает лишь 8%. Уточню, для резидентов страны действуют более привлекательные ставки, однако тут встает вопрос о получении гражданства или вида на жительства.
На территории России введение подобного налога приведет, в первую очередь, к консолидации ИТ-рынка — крупные иностранные игроки пойдут на регистрацию в ФНС, но мелкие и средние компании рынок явно покинут. Оставшиеся же, вероятно, переложат выплату налога на потребителей, повысив расценки на свой продукт. При этом крупные компании вроде 1С продолжат укреплять свои позиции на рынке программного обеспечения.
Можно не сомневаться, что в результате всех этих нововведений часть зарубежных компаний свернёт свою деятельность на территории России. Останутся игроки, предлагающие продукты, которым в России нет аналогов, — такие как SAP. Отечественным компаниям, в свою очередь, станет проще строить сбалансированную тарифную политику, развивать рынок разработки мобильных и веб-приложений. У них появится возможность составить конкуренцию зарубежным аналогам, а со временем — вырваться вперёд благодаря разработке прорывных функциональных возможностей, которых нет в продуктах конкурентов. Вместе с тем существует опасение, что подобный протекционизм может иметь и отрицательный эффект — некоторые провайдеры отечественных сервисов просто перестанут развиваться и сосредоточатся на поддержке текущих пользователей.
Что касается сегмента инновационного ПО, в первую очередь облачных услуг, то здесь деятельность априори выходит за границы страны — информация становится открытой и доступной. В этом сегменте почти невозможно замыкаться внутри страны. Поэтому многие компании в долгосрочной стратегии планируют выходить на зарубежные рынки.
Автор статьи — генеральный директор PROF-IT VENTURES.