Пять лет назад Марк Андриссен, один из сооснователей Netscape Communications, заявил: «Программы скоро завоюют мир». Это был 2011 год. Наиболее активно тогда создавались программы для телекоммуникационного рынка, розницы, промышленной автоматизации, социальных сетей, а также поисковые и другие системы. Прошло пять лет — и мир изменился. Перефразируя популярный афоризм, теперь можно сказать: «Облако скоро завоюет мир».

Перспективы облачной парадигмы уже давно осознали для себя традиционные гиганты разработки ПО: Adobe, Microsoft и Oracle. Они быстро сменили вектор развития, поменяв заодно и отношение к облакам пользователей. Теперь программы для них — это не просто продукт, а повсеместно доступная услуга, управляемая через облако.

Переход к облачному управлению беспроводными корпоративными сетями

Программно-конфигурируемые системы пришли в облако с разных сторон, в том числе через телекоммуникационную отрасль. Сначала изменения коснулись только средств настройки наземных сетей. Однако скоро появились облачные службы, которые стали обслуживать корпоративные беспроводные сети (WLAN). До них задача управления решалась с помощью настройки локального оборудования. Оно имело свой контроллер, управляющий подключенными точками беспроводного доступа, а общее управление осуществлялось централизованно на базе сетевого коммутатора.

Переход на облачное управление WLAN открыл для компаний преимущества, которые характерны для любого SaaS-решения. Это дистанционная настройка, упрощение локального оборудования, сокращение капитальных затрат. Новые решения стали доступны для освоения не только крупными организациями, но и компаниями малого и среднего бизнеса, образовательными учреждениями, мелкими торговыми точками. Раньше они не могли позволить себе устанавливать сложные решения, которые требовали привлечения в штат квалифицированных ИТ-специалистов для обслуживания оборудования.

Пионером в создании новых облачных решений для строительства беспроводных корпоративных сетей стала компания Meraki (в 2012 году она была приобретена Cisco). Другим первенцем на рынке облачных контроллеров оказалась компания Aerohive (приобретенная затем Pareto Networks).

Сегодня WLAN-продукты с облачным управлением есть практически у всех крупных вендоров, однако самая выдающаяся модель была предложена компанией Ruckus Wireless (недавно приобретенная Brocade).

Свое признание Ruckus Wireless получила благодаря изобретению инновационной антенной системы. Традиционные антенны, устанавливаемые большинством вендоров в свои изделия, формируют равномерно направленную во все стороны диаграмму излучения. Несмотря на простоту решения, это является также причиной нерациональной растраты значительной части энергии на нецелевое излучение радиоволн в окружающее пространство. Ruckus Wireless сумела найти выход. Ее антенна умеет направлять основной поток излучения в сторону подключенного клиента, тем самым обеспечивая экономный расход энергии и высокую эффективность беспроводной связи. Такое решение было достигнуто за счет применения проприетарной технологии, реализованной в виде программной настройки. В дальнейшем это решение было добавлено в стандарт 802.11ac.

Базовые принципы облачного управления в беспроводных корпоративных сетях

Принцип облачного управления WLAN аналогичен организации работы с присоединяемыми устройствами потребительской электроники. Возьмем для примера термостат Nest или фитнес-браслет Fitbit. Управление ими осуществляется через веб-портал, где можно получить доступ ко всевозможной управленческой и отчетной информации. В облаке собирается информация со всех оконечных устройств домашней электроники, будь то датчик дыма или беспроводная точка доступа.

Точно также Ruckus для управления подключаемыми беспроводными устройствами использует свои облачные программные инструменты: централизованные сетевые контроллеры, специальные средства для аутентификации пользователя и управления трафиком. Физическим местом размещения облачных служб служат централизованные контроллеры.

Процедура их взаимодействия с конечными пользователями аналогична работе с потребительскими домашними устройствами. После создания учетной записи пользователи добавляют в облако Ruckus ссылки на используемые точки беспроводного доступа. После передачи контроля в облако, возможность независимого управления точками теряется.

Система облачного управления Ruckus содержит все необходимые функции. В их числе построение беспроводных сетей с выделением уникальных идентификаторов (SSIDs), привязка точек доступа к действующей сети, контроль за подключенными клиентами, получение статистики о трафике, поддержка сетевой аутентификации. Управление ведется через простой веб-интерфейс, позволяющий минимизировать выводимую информацию. Это упрощает обучение для работы с системой и позволяет легко автоматизировать типовые задания.

Первыми в облако пришли «любители»

В итоге развития Ruckus интерфейс ее облачного управления получился слишком простым. Это не могло удовлетворять задачам, которые необходимо решать для профессионального управления точками беспроводного доступа на местах. Главная причина возникшей ситуации — отсутствие необходимых функций, которые предоставляют типовые аппаратные контроллеры.

Например, при облачном управлении у Ruckus не оказалось возможности выбрать вручную радиоканалы. Эти команды оказались спрятанными настолько глубоко во вложенных меню, отнесенных к каждой конкретной точке доступа, что сделало невозможным быстрое выстраивание необходимых сетевых конфигураций в каждом частотном диапазоне. Не оказалось также простой возможности для прокладки сети, когда это нужно было сделать для конкретной точки доступа.

Первоначально Ruckus, как и многие другие, видели привлекательность облака прежде всего в возможности привлечения менее подготовленных пользователей — компаний малого и среднего бизнеса, образовательных учреждений, предприятий общественного питания и других. Им приходилось сталкиваться со сложностями обучения, у них возникали неизбежные ошибки при настройке локальных конфигураций. При отсутствии возможности привлечения квалифицированного WLAN-администратора они неизбежно были заинтересованы в выборе именно облачной службы.

Облако освободило эти компании от трудностей выполнения типовых прикладных задач и отслеживания обновлений. Как и облачные службы Gmail, Office 365 и Salesforce, Ruckus непрерывно совершенствует свои продукты, исправляя обнаруживаемые ошибки и добавляя новые функции. Выбрав облачный тип управления, клиенты смогли, не прикладывая усилий, улучшать свою инфраструктуру, наращивать возможности интерфейса и обновлять фирменные прошивки на локальных устройствах.

Профессионалы тоже пошли в облако

Веб-интерфейс, ставший стандартом для сетевых администраторов, послужил отличной стартовой площадкой для начала развития профессиональных облачных служб управления. Его стали применять для сбора локальных данных, их анализа, автоматизации. Добившись успеха с развитием инструментов, имевших ограниченный объем функций и адресованных на пользователей начального уровня, Ruckus вместе с другими стала наращивать возможности своей облачной услуги в расчете на более квалифицированных пользователей с обширными техническими навыками и знаниями.

Новая парадигма облачного управления на профессиональном уровне открыла перед клиентами возможность консолидировать у себя организационные функции и изолировать их от технологических. В итоге компании получили возможность добиться экономии затрат на обслуживание корпоративной ИТ-инфраструктуры, одновременно обеспечив перспективу простого масштабирования своих успешных внедрений и обеспечения требуемой надежности и безопасности. Используя примеры других SaaS-продуктов, новые задачи облачного управления легко решаются путем добавления управленческих команд поверх уже имеющейся IaaS-платформы, таких как AWS, Azure или Google Cloud.

Облака могут расти быстрей, чем прогнозирует Gartner

Программные разработки, направленные на развитие облачной инфраструктуры ИТ-управления, являются одним из показательных признаков появления новых предложений в рамках облачной парадигмы. Согласно имеющимся прогнозам, в ближайшие годы часть затрат, идущих на обслуживание и развитие ИТ в мире, будут прямо или косвенно перераспределяться с традиционных на облачные системы. По оценкам Gartner, эти затраты составят в ближайшие пять лет более 1 трлн. долл.

Тем не менее, оценки Gartner все равно могут оказаться заниженными. Модель ее расчетов учитывает только привычные модели облачных внедрений: BPaaS (Business Process Outsourcing), SaaS, PaaS и IaaS. Как показывает опыт Ruckus, облачная доля может быть также увеличена дополнительными SaaS-продуктами, которые до сих пор Gartner не принимала в расчет. Облачные контроллеры для WLAN-сетей, новые инструментальные пакеты облачного управления (Splunk, Sumo Logic) — это только начало.