Когда ИТ-подразделение берет на себя роль партнера бизнеса, а не просто технологического консультанта или поставщика ИТ-сервисов, выигрыш не заставляет себя ждать.
Согласно опросу по технологии бизнеса, проведенному компанией McKinsey, те ИТ-отделы, которые выступают в качестве бизнес-партнера, заинтересовывая руководство своих компаний в выработке общей бизнес-стратегии с эффективным использованием технологий, как правило, работают успешнее по многим направлениям, включая предоставление базовых сервисов и создание здоровой организационной культуры.
Хотя многие из опрошенных считают, что ИТ-отделы должны быть партнером для бизнеса, лишь немногие соглашаются с тем, что они уже сегодня фактически играют эту роль.
Кристофер Маркхем, ИТ-директор Государственного колледжа штата Флорида в г. Джексонвиле, взял на себя инициативу по координации технологий и бизнеса в своем образовательном учреждении. «Я считаю, что в большинстве организаций у CIO уже есть возможность занять свое место за столом топ-менеджеров», — сказал Маркхем.
По его словам, вопрос в том, используется ли эта возможность: «У любой ИТ-организации есть пути самотрансформации с переходом к исполнению более высокой роли, нежели роль надзирателя за ИТ-инфраструктурой».
Как этого добиться? CIO необходимо привлечь бизнес-аналитиков и специалистов по процессам, которые могут им предоставить необходимую информацию для принятии действенных решений. Однако одних знаний недостаточно. «Мы должны содействовать нашим людям в создании уникальных решений для наиболее насущных проблем бизнеса через синтез знаний, полученных из множества разнообразных источников», — считает Маркхем.
CIO могут обеспечить своим организациям значительные конкурентные преимущества благодаря стратегическому использованию облачных сервисов и приложений в публичной, частной или гибридной форме. Наряду с большими данными и Интернетом вещей эти технологии помогут в решении масштабных задач бизнеса, таких как стимулирование роста прибылей, выход на новые рынки или улучшение обслуживания клиентов. CIO и ИТ-отдел могут развивать стратегическое мышление в вопросах повышения производительности труда пользователей и освобождения их от многих будничных и затратных по времени административных задач, на которые может уходить весь рабочий день.
По словам Маркхема, «эта роль очень отличается от традиционной роли CIO, сфокусированной лишь на поддержке ИТ-инфраструктуры и операций».
Координация ИТ с бизнес-стратегией
Из результатов опроса McKinsey также следует, что потребность в усилении роли ИТ-подразделений будет увеличиваться с ростом использования сторонних сервисов, таких как облака и инфраструктура как сервис, а также цифровизации бизнеса. При наличии цифровых инициатив компании, где ИТ-отдел выступает в роли партнера по бизнесу, достигают более весомых результатов.
Почти все опрошенные управленцы высказали мнение, что проблемой и зачастую длительно существующим барьером к усилению роли ИТ-организаций является поиск талантливых кадров.
В организациях, где ИТ-группа является партнером для бизнес-подразделений, респонденты в три с лишним раза чаще других склонны утверждать, что ИТ-группа функционирует очень или вполне эффективно в продвижении инноваций снизу вверх и создании здоровой ИТ-культуры.
Опрос выявил также следующие факты:
- 49% опрошенных сообщили, что бизнес относится к ИТ-подразделению как к «поставщику» технических сервисов, тогда как 22% ответили, что их ИТ-департамент выступает «консультантом», вносящим свой вклад в связанные с ИТ бизнес-планы;
- 72% руководителей, не имеющих отношения к ИТ, сообщили, что повышение эффективности бизнес-процессов на базе ИТ должно быть приоритетной задачей, но с этим согласны лишь 57% ИТ-управленцев;
- 69% руководителей компаний, в которых ИТ-группа является бизнес-партнером, ответили, что ИТ-департамент сотрудничает с бизнесом по цифровым инициативам (при ответственности обеих сторон), однако в организациях, где ИТ-группа не является бизнес-партнером, то же самое отметили только 34%.
Чтобы партнерство давало максимальную отдачу, все заинтересованные лица должны понимать образ мысли партнеров в отношении предоставляемых ИТ-группой сервисов (и их эффективности), а не относиться к своим ИТ-коллегам как к консультантам или поставщикам.
В исследовании McKinsey приняли участие больше 700 управленцев, представляющих ИТ-отделы и руководство
Участие в разработке стратегии
Тайлер Фишер является CIO государственного медицинского центра Gordon Memorial Healthcare Services (GMHS), включающего
Являясь членом группы главных руководителей и администраторов GMHS, Фишер осуществляет надзор за всеми сферами применения ИТ (включая электронные медицинские карты), состоянием технического обслуживания систем и проектами всей организации. Он помогал перевести больницы центра с исходно бумажной системы на цифровую.
«Хотя ведение медицинской документации, поддержка безотказной работы систем и сокращение затрат являются очень важными аспектами ИТ в здравоохранении, этим дело не ограничивается. Поскольку здравоохранение становится все более электронным и в этой сфере разрабатывается все больше систем, стало критически важно, чтобы ИТ-отдел участвовал в управлении», — говорит он.
«В GMHS я работаю как член команды топ-менеджеров, чтобы ясно видеть стратегию и направление развития организации. Вместе с другими членами моего подразделения я также посещаю совещания, которые проводят другие департаменты. Мы хотим лучше понимать проблемы и пожелания наших товарищей по работе. Мы используем эту информацию для продвижения нашей стратегии и адаптации наших технологий и систем к нуждам всех работников. Выслушивая мнения наших врачей и работая над закупками и кастомизацией систем с учетом их потребностей и пожеланий, ИТ-служба играет важную роль не только в оказании помощи пациентам, но и в формировании их отношения к медицине».