Спустя 11 месяцев после анонса сделки на сумму свыше 60 млрд. долл., Dell Technologies официально приняла в свои ряды ведущего поставщика СХД компанию EMC и ее дочерние предприятия, в результате чего появится огромная компания, способная конкурировать во всех сегментах корпоративных ИТ.
Dell закрыла сделку 7 сентября — через неделю после того, как антимонопольные органы Китая дали разрешение на эту покупку, устранив последнее препятствие на пути к слиянию двух компаний. В результате этой покупки будет образована компания с активами стоимостью в 74 млрд. долл. и штатом из 140 тыс. сотрудников, распределенным по 180 странам (включая 40 тыс. специалистов по продажам и еще 30 тыс., задействованных в обслуживании клиентов). Новая компания будет вести деятельность во всех сферах ИТ-бизнеса — от ПК и инфраструктуры дата-центров до гибридных облаков, информационной безопасности, Интернета вещей (IoT) и виртуализации.
Совокупный ежегодный бюджет на научные исследования у этой компании составит 4,5 млрд. долл., в список ее клиентов войдут 98% организаций из списка Fortune 500, а развитый канал поставок поможет ей работать продуктивнее и позволит Dell конкурировать в самых разных рыночных сегментах, утверждает глава правления и генеральный директор компании Майкл Делл. В ходе телеконференции с журналистами и аналитиками Делл отметил способность компании поставлять «безупречную технологическую инфраструктуру, начиная с сетевой периферии и заканчивая базовыми средствами и облаком».
Сделка произошла на фоне существенных и стремительных изменений в ИТ-индустрии, подстегиваемых развитием таких перспективных направлений, как облачные вычисления, информационный анализ, быстрое распространение мобильных устройств, виртуализация, IoT, виртуальная и дополненная реальность, а также искусственный интеллект. Одновременно с этим рынок ПК сокращается в объеме, продажи в сегменте инфраструктуры (серверы и устройства хранения данных) смещаются в сторону облачных систем, а в организациях все чаще применяются программно-определяемые дата-центры.
Равно как и другие устоявшиеся на рынке вендоры, Dell и EMC стремятся быстрее адаптироваться к новому положению дел в бизнесе, продолжая при этом расширять портфели своих традиционных продуктов. О связанных с этим трудностях Майкл Делл говорил во время интервью на телеканале CNBC.
«Без сомнения, ИТ-индустрия находится под влиянием такого рода перемен, и компаниям приходится под них подстраиваться, — сказал он. — В этом виде бизнеса ты либо меняешься, либо становишься банкротом. Мы четко отдаем себе в этом отчет и готовы меняться».
За последние несколько лет Dell вложила миллиарды долларов в покупку компаний и разработку новых технологий для расширения спектра своих возможностей во всех направлениях, включая облака, ПО и средства безопасности. Как сообщил Майкл Делл, только за последние три года компания потратила 12,37 млрд. долл. на научно-исследовательскую работу.
Решение о покупке EMC и ее дочерних компаний, в том числе VMware, Pivotal, RSA и Virtustream, ознаменовало переход компании к стратегии, сильно отличающейся от той, которой придерживаются конкуренты, пытаясь маневрировать в условиях меняющегося ИТ-климата. Корпорация Hewlett-Packard решила этот вопрос в ноябре 2015 г., разделившись на две отдельные компании: Hewlett Packard Enterprise (HPE), занимающуюся корпоративными ИТ-решениями, и HP, занимающуюся продажами ПК и принтеров. С тех пор HPE продолжает свою реструктуризацию, в рамках которой она выделила бизнес по предоставлению сервисов в отдельную коммерческую организацию и, по слухам, занялась приобретением компаний-производителей ПО, чтобы расширить свое софтверное подразделение. IBM же с годами прекратила заниматься производством продуктов массового спроса вроде серверов x86 (этот бизнес она продала компании Lenovo за 2,1 млрд. долл.) и сосредоточилась на продвижении своей архитектуры Power и работе в таких направлениях, как когнитивные вычисления.
В ходе телеконференции Майкл Делл повторно высказал свое убеждение в том, что масштаб имеет значение, добавив, что другие вендоры «стали активно реагировать на сделку, которая оказывает существенное влияние на многие из их стратегий».
Важное значение имеет то, что компания стала частной, отметил он. В 2013 г. Майкл Делл в сотрудничестве с инвестиционной фирмой Silver Lake Partners перевел компанию в частную собственность, выкупив ее за 25 млрд. долл. Комментируя этот шаг, он сказал, что это позволило Dell внедрять инновации и быстрее реагировать на изменения на рынке, даже будучи крупной компанией. Теперь при принятии решений руководству Dell больше не нужно беспокоиться о том, что скажут акционеры и финансовые аналитики.
«Нам не нужно удовлетворять сиюминутные интересы, — пояснил он во время телеконференции. — Теперь мы можем планировать на десятилетия вперед».
И все же ввиду сложности сделки с EMC, в частности, из-за того, что у нынешних акционеров EMC на руках пакет отслеживающих (дающих право следить за деятельностью компании) акций VMware, Dell продолжит заведенную с недавних пор практику подачи квартальной финансовой отчетности в Государственную комиссию США по ценным бумагам и фондовому рынку. Самый свежий отчет был сформирован накануне закрытия сделки. Согласно данным этого отчета, во втором квартале доходы Dell составили 13,1 млрд. долл. — это на 1% больше, чем за аналогичный период в 2015 г.; из них 752 млн. долл. получено в виде операционной выручки, что соответствует росту в 32%. Компания по-прежнему терпит убытки от продолжающейся деятельности: во втором квартале они составили 264 млн. долл., а это все же меньше 292 млн. долл., потерянных во втором квартале прошлого года.
В состав новой структуры Dell войдет бизнес по производству компьютеров (под прежним названием Dell), группа компаний по поддержке инфраструктуры Dell EMC Infrastructure Group, а также сервисная компания Dell EMC Services. К ним присоединятся другие бизнес-подразделения: Boomi и SecureWorks (со стороны Dell), а также Pivotal, RSA и VMware (со стороны EMC). Штаб-квартира компании останется в г. Раунд-Рок (шт. Техас), при этом бизнес по развитию ИТ-инфраструктуры будет базироваться на родине EMC, в г. Хопкинтон (шт. Массачусетс).
На протяжении последних 11 месяцев конкуренты (в их числе IBM и HPE) всячески обхаживали клиентов Dell и EMC, упирая на дестабилизацию, которую может вызвать слияние двух крупных компаний, и предлагая надежную альтернативу организациям, обеспокоенным намечающейся сделкой.
В официальном заявлении Lenovo говорится, что слияние Dell и EMC «создает ощутимые бизнес-возможности для Lenovo», потому что клиентам дата-центров «придется делать нелегкий выбор, причем не только в плане реорганизации своих дата-центров с целью воспользоваться преимуществами облачных вычислений и информационных технологий нового поколения, но и в плане перевода существующей инфраструктуры на новые рельсы после объединения двух сложных наборов ИТ-продуктов. Мы думаем, что такие клиенты будут не прочь рассмотреть новые варианты».
Чарльз Кинг, главный аналитик фирмы Pund-IT, в своей аналитической заметке пишет, что Dell должным образом подготовилась к трудностям слияния, и отмечает, что компания правильно поступила, оставив топ-менеджеров EMC — Говарда Элиаса, Рохита Гая, Джереми Бёртона и Билла Сканнела — у руля новой компании. Кинг сравнил эту ситуацию со сделкой о покупке компанией HP фирмы Compaq за 25 млрд. долл., проведенной более десяти лет назад: тогда «после закрытия сделки толпы начальников и менеджеров из Compaq либо уволили, либо вынудили уйти, и в результате все продукты этой линейки (за исключением ПК) были по сути истреблены. К 2005 г., когда совет директоров HP наконец выжил CEO Карли Фьорину, фирма Compaq в основном уже была полностью поглощена и всеми позабыта».
Он также отметил, что внутренняя конкуренция между продуктами Dell и EMC слабее, чем была у HP и Compaq.
Кинг также выразил несогласие с заявлениями конкурентов о том, что клиенты и партнеры пострадают от комплексной интеграции двух крупных компаний, назвав их «банальной в своей предсказуемости игре на страхах, неуверенности и сомнениях (распространенной PR-практике), которую конкуренты пытаются затеять среди клиентов, выведенных из равновесия сменой обстоятельств».
В особенности он прошелся по высказываниям главы HPE Мег Уитман, назвав ее критику слияния компаний «особенно ироничной» в свете того, что она постоянно урезает «то, что в свое время считалось одной из наиболее блестящих фирм в ИТ-отрасли по производству компьютерных систем, — от нее постоянно откалывают и отделяют различные продукты, сервисы и бизнес-подразделения. Попытка HPE поупражняться в черном пиаре вдвойне комична, учитывая, что глобальная стратегия Уитман, похоже, заключается в том, чтобы проредить свою компанию до размеров, привлекательных разве что для частных инвесторов».
Клиентам стоит поменьше беспокоиться о способности Dell интегрировать EMC в свой бизнес, а вместо этого лучше задаться вопросом, «кто их лучше обслужит — компания, всячески укрепляющая и расширяющая инновационный портфель решений и сервисов, или та, которая распродает себя по кусочкам», подвел итог Кинг.