Роуминговый обмен счетами-фактурами и другими юридически значимыми документами внедряется у нас в стране уже более четырех лет. Но многие связанные с ним проблемы пока так и не решены. Как идет развитие роуминга ЭДО? Что ему мешает? Что нужно сделать? Эти вопросы обсуждались 8 сентября в Москве на круглом столе в рамках Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2016, модератором которого выступил Анатолий Миклашевич, исполнительный директор ассоциации РОСЭУ.
Почему буксует роуминг?
«Нельзя говорить, что роуминг не развивается», — сказал Максим Алисеенко, менеджер развития проектов по электронному документообороту СКБ «Контур». И привел пример своей компании, у которой в сентябре прошлого года было шесть настроенных соединений с другими операторами, а на текущий момент их 21. Количество роуминговых контрагентов за год выросло в шесть раз, количество документов, отправленных через роуминг, увеличилось в пять раз. Так что прогресс, конечно, есть.
В качестве проблемы Максим Алисеенко отметил нежелание малого и среднего бизнеса переходить на роуминг: «Крупный бизнес внедряет это активно. А СМБ побаивается новых технологий, больше доверяя бумаге».
С другой стороны, крупные компании часто заводят себе несколько крупных операторов, отметил он. И у них нет необходимости настраивать у себя роуминг. Можно обойтись без него, посылая контрагенту документы через используемого им оператора. Что тоже не способствует развитию технологии роуминга.
Еще одна проблема — отсутствие автоматической настройки роуминга, все происходит в ручном режиме. Операторам нужно идти в сторону автоматизации, полагает Максим Алисеенко.
Когда появится единая достоверная база организаций?
Другая крупная проблема, препятствующая развитию роуминга — отсутствие единой достоверной базы (какая организация с какими операторами ЭДО работает). Когда оператор настраивает роуминг, он часто не проверяет, действительно ли та или иная организация работает с подключаемой системой. И часто выясняется, что в реальности этого нет. Процессы перепроверки ведут к затягиванию процесса подключения роуминга и недовольству со стороны клиентов. Если бы в России была единая достоверная база организаций и выбранных ими операторов, которой было бы можно доверять, роуминг бы внедрялся быстрее.
«Такая база могла бы формироваться на базе РОСЭУ или Федеральной налоговой службы России. Сейчас каждая организация, которая подключается к электронному документообороту, отправляет в ФНС заявление об участии в ЭДО. ФНС их принимает и хранит, никак не структурируя, — рассказал Максим Алисеенко. — Причем эти заявления — без электронной подписи. Некоторые операторы этим злоупотребляют и посылают весь ЕГРЮЛ, есть такие примеры». По его мнению, если бы такая база формировалась не простым сообщением, а с подписанием электронной подписью самой организации, которая бы несла ответственность за представленную информацию, настраивать роуминг было бы намного легче.
«ФНС хоть и собирает всю информацию по идентификации клиентов, которую выдают операторы в соответствии с приказом Минфина, но предоставление такой информации для бизнеса не является ее функцией. И она этим заниматься не будет», — возразил Анатолий Миклашевич. По его словам, схема создания единого справочника ID предлагалась с момента появления технологии роуминга. Но операторы категорически отказались это делать из страха потерять своих клиентов в пользу других операторов. «Так что эту проблему породили сами операторы», — добавил исполнительный директор РОСЭУ.
Очевидно, проблема доверия между операторами существует. И она препятствует созданию единой базы клиентов. «Операторы часто занимались перетягиванием одеяла», — пояснил Иван Агапов, руководитель бизнес-направления, Synerdocs. Он привел примеры, когда вместо решения проблемы роуминга конкуренты просто предлагали чужим клиентам напрямую подсоединиться к их системам. «Правда в последнее время я с этим не сталкивался и надеюсь, что это ушло в прошлое», — добавил он.
В ходе бурного обсуждения в зале звучали предложения по использованию независимого посредника для ведения единой базы клиентов. При каждом обращении абонента к оператору происходит регистрация в системе ГНИВЦ ФНС России. Почему бы не сделать такой сервис, когда каждый абонент, уже подключившись к оператору, мог, нажав кнопку, отправить запрос в ГНИВЦ и получить ответ, что такой-то абонент подключен к таким-то операторам? Причем запрос, недоступный для оператора. Чтобы он не мог знать, с кем хочет связаться его клиент.
«Это вопрос дискуссионный. Прежде всего надо понять, готов ли к такой работе сам ГНИВЦ. К тому же есть вопрос достоверности представленных там данных», — считает Максим Алисеенко. Он рассказал о прецедентах, когда недобросовестные операторы регистрировали в системе идентификаторы вообще всех существующих организаций.
Впрочем, предлагались и другие варианты решения проблемы.
«В настоящий момент в нашей программе пользователь может сделать запрос без обращения к оператору и получить ответ сразу от всех операторов, которые участвуют в нашей системе ЭДО. Наш хаб опрашивает каждого оператора на предмет наличия связи с запрашиваемым ID. И оператор понимает, сколько запросов сделано. Конечно, в идеале оператор не должен получать сигнала о том, что его проверяет клиент. Чтобы не было бы попыток переманивания клиентов, чего боятся операторы», — сообщил Артем Танан руководитель проектов «Обмен электронным документами» в фирме «1С».
При этом он отметил, что подключение организации к нескольким оператором все равно не решает проблему роуминга. Так как все равно остаются неохваченные ими клиенты. Подключаться к большому числу операторов тоже проблематично. С каждым из них нужно заключать договор, SLA, решать вопросы поддержки. Так что без роуминга все равно не обойтись.
Автоматизация, регламенты и форматы
Иван Агапов отметил, что организация роуминга между операторами требует слишком большого времени. Контрагенту приходится ждать до двух недель. Решение — автоматическая настройка роуминга, единое адресное пространство. Когда не оператор обрабатывает заявки клиентов, а абонент сам напрямую может выбрать контрагента для отправки электронных документов. «Я вижу такую идеальную картинку: чтобы отправить документ пользователь просто вбивает в адресной строке код получателя и не важно, какой у него оператор», — поделился Иван Агапов.
«Последние три-четыре года слышу от операторов, что малый бизнес не готов к документообороту. Может сложиться ощущение, что малый бизнес — враг электронного документооборота. На самом деле проблема во многом организационная», — считает Артем Танан. Ведь маленькая компания помимо бизнес-процессов работы с бумажными документами должна знать множество регламентов работы с документами разных генераторов трафика. И это для нее очень тяжелая задача. Нужен универсальный обмен с крупными компаниями, у каждой из которых есть свои требования. Здесь до роуминга очень далеко. В первую очередь малые компании будут спотыкаться на организационных вопросах, считает он.
«Теперь что касается технических вопросов. Электронная счет-фактура бессмысленна без документа основания. Вдруг откуда-то берутся „иные документы“. Это могут быть те же самые накладные, но не по формату ФНС ТОРГ-12, а накладные или акты, которые разрабатываются самими компаниями. Генераторы трафика по документообороту пользуются своими форматами. А малый бизнес это принимает как данность», — посетовал Артем Танан. По его словам, определенные работы в этом направлении уже ведутся. Так, на рабочей группе РОСЭУ, включающей представителей крупнейших операторов, был утвержден протокол согласования договорной цены. Его формат согласовали между собой и выложили на сайте. И через операторов обратились к клиентам с призывом в своей работе использовать этот унифицированный документ. Такая попытка «снизу» провести унификацию — бесспорно явление положительное, уверен он. Но все же это только первые попытки и пока непонятно, к чему они приведут.
«Когда передаются формализованные документы и чисто формат ФНС по счет-фактуре, без каких-то изменений — здесь роуминг будет работать и развиваться. Но не нужно переоценивать задачу роуминга для решения остальных проблем», — отметил Артем Танан.
В ходе обсуждения высказывались предложения создания «дорожной карты» с планом локализации перечня передаваемых документов, проработки форматов этих документов, чтобы рынок играл по общим правилам.
Отмечалось, что хотя есть положительная динамика по созданию роуминговых пар, но для массовости их нужно намного больше. Так что перспективным выглядит и другой вариант решения проблемы — создание роуминговых центров.
Даст ли эффект создание роуминговых центров?
Летом этого года ситуация с роумингом ЭДО в стране сильно изменилась. Ростелеком запустил в опытно-промышленную эксплуатацию «Роуминговый центр» (РЦ ЭДО) — открытую технологическую платформу, обеспечивающую защищенный информационный обмен при выставлении и получении счетов-фактур контрагентов — клиентов операторов ЭДО. Взаимодействие между участниками ЭДО, подключенными к «Роуминговому центру», соответствует требованиям приказа Минфина России от 10.11.2015 № 174н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи», вступившего в силу 1 апреля 2016 г.
Провайдером услуг РЦ ЭДО выступил Ростелеком, технологическим партнером — компания «РТ Лабс», представитель которой ответил на вопрос о целесообразности появления новой структуры.
«Было бы странно, если бы мы, разработчики роумингового центра, не верили в его эффективность. Но почва для таких вопросов есть. Часто получается так, что и мы, и операторы делаем что-то в угоду бизнесу, хотя сами понимаем, что это не сильно будет востребовано. Но я надеюсь, что это не относится роуминговому центру», — сказал Данияр Садыков, директора департамента интеграционных проектов «РТ Лабс».
По его словам, существует тренд на использование предприятиями нескольких операторов ЭДО. И явно напрашивается решение, обеспечивающее возможности автоматического роуминга при использовании основных операторов. «Но здесь больше будет зависеть от самих операторов. Мы и наши коллеги из Ростелекома открыты к диалогу», — заявил Данияр Садыков.
Он высказал мнение, что роуминговые центры станут играть заметную роль через два-три, а то и пять лет. Но без них продвижение роуминга если и не будет невозможным, то, во всяком случае, будет заметно затруднено. Роуминг — тот толчок, который должен резко увеличить трафик документов в электронном виде в целом.
Отсутствие на рынке независимого игрока в виде роумингового центра, не афилированного ни с одним из операторов, по мнению Данияра Садыкова, стало причиной медленного развития роуминга в России. «Независимый роуминговый центр предоставляет одинаковые условия всем участникам ЭДО. Мы заинтересованы сделать продукт, удобный для операторов и их клиентов — конечных пользователей. Тут мы очень плотно работаем с ассоциацией РОСЭУ», — отметил он.
Однако не все операторы разделяют оптимизм по поводу использования роуминговых центров. Ведь существует такая вещь, как техническая поддержка. Если документ клиента не дошел — с этим надо разбираться. В случае прямой роуминговой пары разобраться проще, чем при использовании роумингового центра.
Кроме того, сейчас «Роуминговый центр» работает только со счетами-фактурами. И многое зависит от того, как он будет дальше развиваться и от практики его использования. Как будут предоставляться услуги. Насколько хорошо и оперативно будет отрабатывать поддержка роумингового центра.
«Если это будет удобно для клиентов, то это имеет смысл, — отметил Максим Алисеенко. — Если с предложением заключить договор о роуминге придет новый оператор, то имеет смысл подумать о его целесообразности. Возможно, проще будет работать через роуминговый центр Ростелекома. Но вряд ли операторы будут сейчас отказываться от уже заключенных и хорошо работающих договоров по роуминговым парам. Да и отсутствие единой точки отказа, в данном случае роумингового центра, повышает устойчивость системы в целом».
Желание операторов перетянуть на себя весь рынок так же не способствует внедрению роуминга и использованию роуминговых центров. Выступивший из зала начальник отдела электронного архива «Сибирской генерирующей компании» Денис Бикинин привел пример из своей практики. «Сбербанк хочет нам отправлять счета-фактуры. Мы говорим — нет проблем, мы работаем с „СКБ Контуром“. Отправляйте — мы будем получать, роуминг настроен. Но Сбербанк работает и имеет роуминг через свою дочку „КОРУС Консалтинг СНГ“. И говорит — нет: мы будем отправлять только через „КОРУС Консалтинг СНГ“. И вы принимайте через КОРУС Консалтинг. Ссылаясь на внутренний регламент, банковскую тайну и прочее. Роуминг есть, он настроен, но контрагент не хочет через него работать».
«Есть официальная информация, что Сбербанк запрещает «КОРУС Консалтинг СНГ» настраивать роуминг. У «Диадока» сейчас с ними есть всего лишь одна роуминговая пара — с авиакомпанией «Россия», которая договорилась со Сбербанком, что они будут обмениваться документами по роумингу. И Сбербанк разрешил это «КОРУС Консалтинг СНГ», — разъяснил ситуацию Максим Алисеенко.
«ФНС полагает, что если пойдут нарушения приказа № 174, то к участникам рынка будут применяться определенные меры воздействия. Если оператор начнет отказывать в обеспечении роуминга, то от его клиентов может поступить масса жалоб в налоговую службу и его исключат из числа доверенных операторов», — прокомментировал Анатолий Миклашевич.
Вызывает сомнение, что дочку Сбербанка кто-то исключит из числа доверенных операторов. Но какое-то воздействие госорганы оказать на нее могут.
Что нужно клиенту?
Представим картину. У вас есть интернет-оператор. Вы набираете в своей почтовой программе письмо и хотите его отправить своему другу. Указываете его адрес и посылаете. И вас не волнует, как идет взаимодействие интернет-операторов и какой почтовой программой прочтет письмо ваш приятель.
Но если эту картинку представить в ситуации, которая сейчас у нас существует в ЭДО, все будет выглядеть совсем по-другому. Вы должны будете выяснить, сможет ли в принципе получить отправленное вами письмо приятель. Согласовать почтовые программы. И даже интернет-операторов. Причем для переписки с подругой вам возможно придется подключиться ко второму интернет-оператору, с родителями — к третьему, с детьми — к четвертому. Заключать с ними договора, оплачивать абонентскую плату. Вовремя обновлять почтовые программы и не запутаться во всех своих адресатах — какой программой и через кого нужно посылать, чтобы все дошло. И разбираться со всеми службами техподдержки, если письмо потеряется.
Так что до нормальной, комфортной работы пользователей ЭДО еще очень далеко. Нужны стандарты на формы передаваемых документов, признанные всеми участниками рынка. Нужны понятные правила игры. И, конечно, нужен роуминг. Чтобы клиент при отправке ЭДО через своего одного, максимум двух операторов только набирал адрес — кому он хочет послать документы. И больше ни о чем не думал.