Опубликованный в августе очередной ежегодный обзор «Магический квадрант облачных IaaS, 2016» (Magic Quadrant for Cloud Infrastructure as a Service) компании Gartner показал: развитие этого важного для всего ИТ-рынка направления идет эволюционным путем, никаких особых революционных перемен по сравнению с
Согласно отчету, на нынешней фазе есть пара «победителей». В
Но тут нужно иметь в виду, что объем инфраструктурных услуг в физических величинах (число виртуальных машин, объемы памяти и пр.) не эквивалентем денежным доходам. В денежном выражении доля лидеров на рынке не так значительна, конкуренты предоставляют свои IaaS-сервисы по более высокой цене, к тому же они предлагают дополнительные управляемые услуги, в том числе в виде возможности создания частных облаков. Но оба ведущих провайдера поддерживают полноценную экосистему, в которой роль провайдера дополнительных услуг во многом отдается партнерам, поэтому клиент может получить в такой экосистеме полный спектр необходимых сервисов и профессиональных услуг.
Следующей фазой рынка будет более тесная интеграция IaaS и PaaS, включая более широкое использование контейнерных технологий и управление автоматизированными операциями. Gartner считает, что переход к этому этапу будет происходить эволюционно, новые возможности будут постепенно внедряться в уже существующие сервисы. Какие-то заметные изменения в спектре рыночных предложений произойдут никак не раньше 2018 г., до этого ожидать каких-то принципиально новых сервисов не стоит. Отсюда можно сделать вывод: заказчикам стоит строить свою облачную стратегию с ориентацией на сегодняшний состав провайдеров и набор предлагаемых уже сейчас сервисов. И не нужно рассчитывать на какие-то серьезные изменения в расстановке сил на этом рынке в ближайшие три года.
Рынок сегодня является высоко фрагментированным. Несмотря на доминирование двух лидеров, облачный IaaS предоставляют тысячи сервис-провайдеров. Некоторые из них предлагают услуги управляемого хостинга, есть огромное число местных провайдеров, которые предлагают свои сервисы на базе облачных IaaS-сервисов третьих фирм. Большинство таких облачных провайдеров ориентируются на обслуживание малого бизнеса, зачастую в границах отдельной страны или некоторых вертикальных отраслей.
Выбирая себе облачного провайдера, заказчики должны понимать риски, связанные с жизнеспособностью поставщика в долгосрочной перспективе. Многие сервис-провайдеры, имея в виду перспективы развития облачного рынка, хотят расширить свое присутствие на нем, создавая собственную новую платформу или покупая других поставщиков. Другие предпочитают нишевую позицию, делая акцент на какую-то свою специализацию и предпочитая встроиться в экосистему крупных облачных провайдеров. А кто-то решает уйти с этого рынка. Даже известный бренд поставщика не является гарантией, поскольку облачный бизнес требует постоянно растущих инвестиций. Нужно иметь в виду, что рынок облачных IaaS находится в фазе формирования, он постоянно меняется. Например, за прошедший годы AT&T и Hewlett Packard Enterprise закрыли свои бизнесы публичных облачных IaaS, Fujitsu и NTT Communications выпустили новые платформы, IBM поменяла бренд своих IaaS-предложений (теперь он называется Bluemix), Verizon закрыла ряд своих сервисов и сократила свое присутствие на рынке публичных IaaS.
Покупателям следует относиться к появлению новые облачных IaaS-платформ с осторожностью, при том, что новшества тут предлагают не только вчерашние стартапы, но и многие ведущие ИТ-вендоры. По мнению Gartner, заказчикам нужно проявлять осмотрительность к любым облачным новинкам, независимо от размера поставщика и истории его присутствия на ИТ-рынке. Облачные платформы — это очень сложные системы, требующие высокой квалификации разработчиков, больших инвестиций и проверки широким отраслевым тестированием. Не стоит «покупаться» на разного рода внешние привлекательные функции, нужно понимать, что решающая роль тут отводится фундаментальным базовым технологиям, которые определяют такие ключевые аспекты, как надежность, масштабируемость, производительность, управляемость и безопасность. Конечно, это не означает, что появление хороших новых облачных платформ невозможно, но надо отдавать себе отчет, что совсем не любая новинка станет успешным продуктов. В любом случае не стоит на слово верить всем обещаниями поставщиков, следует ориентироваться на отзывы реальных пользователей и осваивать новшества планомерными небольшими шагами.
«Платон мне друг, но истина дороже» — это крылатая фраза времен Древней Греции применима и к другому совету Gartner: «отношения с вендором важны, но технологии важнее». Если у вас сложились хорошие отношения к давно известным вам поставщиком ИТ-инфраструктуры применительно к модели онпремис, это не означает, что именно на работу в этим вендором нужно ориентироваться в облаках.
Облачные IaaS еще не стали «общепринятыми» (commodity). Это, в частности, означает, что на рынке еще нет достаточно четких стандартов и наборов параметров, по которым можно сравнивать предложения разных провайдеров. Предложения от поставщиков сильно различаются по функционалу, производительности, стоимости и даже по бизнес-терминологии. Хотя теория IaaS, вроде бы очень проста — речь идет о запуске в облачной среде провайдера собственных виртуальным машин (ВМ), на самом деле современные IaaS-сервисы представляют собой очень сложные системы с большим множеством характеристик. По сути, речь идет о решениях класса «законченная экосистема дата-центров как сервис». Помимо собственно среды исполнения ВМ тут нужно учитывать возможности средств управления ИТ-сервисами и ИТ-услугами (нужно различать эти понятия — первые используют технические ресурсы, вторые — людские), средств автоматизации операциями (в том числе, управление процессами обновления, резервного копирования и восстановления, балансировка нагрузок), DevOps-возможности, аналитический функционал и пр. Нужно помнить, что максимальный эффект от использования IaaS заказчики получают в случае, если они в наибольшей степени задействуют весь этот комплекс возможностей. В целом нужно понимать, что IaaS-рынок по своей логике развития больше напоминает софтверный рынок, а не сферу традиционных ИТ-услуг.
Хотя выше говорилось, что опыт и размер ИТ-вендора, работающего на облачном рынке, не является решающим фактором, но размер и масштабируемость предложений поставщика — это очень важно. Требования заказчика к облакам могут стремительно расти. Начав с опробования на простых задачах, предприятия могут расширять использование облачных моделей, перенося туда, в том числе, и критически важные задачи. Выбранный провайдер должен обеспечивать возможность такой динамики, иначе заказчику придется столкнуться с непростыми задачами миграции на другие платформы, переучивать своих специалистов и пр. Это не означает, что нужно обязательно выбирать именно самых крупных провайдеров, скорее, тут можно следовать другому принципу: масштаб провайдера должен соответствовать масштабу заказчика.
Перемещение между облачными IaaS-провайдерами — это серьезная проблема. Хотя многие потребители на практике используют IaaS-сервисы от разных поставщиков, обычно каждый отдельный проект разворачивается в рамках одного провайдера. Реализация систем, где взаимосвязанные компоненты находятся в различных облаках — это вопрос будущего. Казалось бы, сама идея виртуальных машин заключается в том, чтобы отделить ПО от аппаратной инфраструктуры и легко перемещать его, но на самом деле даже перемещение отдельной ВМ от одного провайдера к другому — это не очень просто. Хотя о гибридных облачных моделях сейчас часто говорится, как о почти обыденном деле, на самом деле их практическая реализация пока редкость. Еще сложнее реализовать взаимодействие вычислительных компонентов, находящихся в разных облаках. Рынок облачных IaaS находится в состоянии «бурлящего роста», когда задачи унификации и интеграции средств разных поставщиков откладываются «на потом».
Пользователи все чаще используют инструменты управления третьих фирм, особенно в случае работы в многооблачных средах. Самые крупные заказчики обычно применяют такие средства в качестве дополнения к «родным» средствам провайдеров, такая схема особенно рекомендуется тем, кто используется IaaS не для пилотного опробования, а для «боевых задач». Особенно полезны инструменты управления независимых поставщиков при работе в многооблачной среде, при решении таких вопросов, как интеграция, управление идентификацией и доступом, безопасность и соответствие нормативным требованиям.
Заказчикам следует разделять вопросы использования разных облачных моделей, в первую очередь речь идет о IaaS и управляемых облачных сервисах. «Управляемые сервисы» — это относительно новое в облачной терминологии понятие, которое почему-то не получило привычной аббревиатуры типа «XaaS». Под ними подразумевается что-то вроде SaaS, но не прикладного, а инфраструктурного назначения, причем реализуются таких сервисы зачастую в виде выделенных экземпляров системы, а не в многоарендной архитектуре. Как правило, управляемые сервисы предоставляются не «чистыми» провайдерами, а именно разработчиками исходного ПО (примерами таких управляемых сервисов являются, скажем, предложения по резервному хранению и восстановлению или по бизнес-аналитике). Принципиальное отличие управляемых сервисов от IaaS (даже если управляемые сервисы реализованы по схеме размещения в них виртуальной машины клиента) заключается в том, что они (в том числе аппаратная инфраструктура) заточены на решение вполне определенной категории задач, а не всех возможных. В этой ситуации, если клиентам нужны действительно «лучшие решения в своем классе», особенно если речь идет о достижении максимальной производительности и масштабирования, то часто бывает лучше ориентироваться на управляемые сервисы от специализированных поставщиков.
По сути концепция программно-определяемых дата-центров (SDDC, software-defined data center) — это концепция партнерской экосистемы нового поколения. Ключевая идея тут заключается в возможности не столько гибкого управления одним ЦОДом, сколько в работе заказчика с сетью управляемых центров. Создание единой SDDC-среды осуществляется на базе унифицированного набора API. На облачном рынке происходит примерно то же самое, что уже несколько десятков лет происходило в софтверной сфере, когда вендор выступал в роли флагмана, окруженного огромной «партнерской» флотилией, которая решала множество задач (в том числе специализированных) на основе единой технологической платформы. Такие облачные партнерские экосистемы еще только создаются, но именно они могут оказать решающее влияние на расстановку сил лидеров на этом рынке. В этом плане серьезные преимущества имеет Microsoft, которая не только использует уже существующую гигантскую партнерскую сеть, но и имеет мощную продуктовую линейку продуктов для создания партнерами собственных SDDC. Amazon по историческим причинам такой партнерской сети не имела, но сейчас пытается ее формировать, однако пока не может представить партнерам технологических продуктов для создания ими собственных дата-центров.
Важную роль на облачном рынке играют местные провайдеры, что во многом определяется наличием специфического национального регулирования и особых нормативных требований, вопросами трансграничной передачи данных, проблемами юрисдикции (когда заказчик и поставщик находятся в разных юрисдикциях) и пр. Эти вопросы особенно важны для категорий заказчиков, который находятся под более пристальным вниманием государственного регулирования (госсектор, банковская сфера, телекоммуникации). Проблемы тут существуют даже между США и Евросоюзом, у которых имеются хорошие партнерские отношения. Эти вопросы решаются путем гармонизации законодательства разных стран и достижения международных соглашений, процесс идет, но довольно сложно. Так или иначе, но значение локальных облачных поставщиков в каждом конкретном регионе достаточно велико.
Основной аспект «недоверия» к публичным облакам — безопасность. Хотя на практике это связано в основном с менталитетом (представлениями общества), а не с реальной ситуацией. По мнению Gatrner, поставщики публичных облаков обеспечивают достаточно высокий уровень безопасности для большинства своих сервисов, причем значительная часть вопросов безопасности IaaS лежит в зоне ответственности заказчика, а не провайдера. Практически уже общепринятым является шифрование трафика и хранимых данных, с помощью этих технологий провайдеры противостоят регулярным попыткам правительственных органов получить доступ к информации пользователей.
Заказчики должны понимать, что IaaS — это не способ экономии средств. Снизить текущие затраты действительно можно, но далеко не всегда. Основная идея ИТ-облаков — это открытие новых возможностей для совершенствования и развития основного бизнеса заказчика, а не решение каких-то сугубо «айтишных» задач. Сокращение ИТ-затрат с помощью облачных моделей является важным преимуществом для разного рода стартапов (хотя и тут речь идет обычно о снижении капитальных инвестиций, но не операционных расходов), о бизнесе, связанном с сезонно изменяющейся нагрузкой, о серьезных вычислительных задачах (моделирование, бизнес-аналитика). У больших, давно существующих предприятий, уже имеются собственные дата-центры, выстроенная ИТ-инфраструктура, команды специалистов. Замена этого важного капитала компании стоит денег и сопровождается рисками. Поэтому переход от традиционной онпремис-инфраструктуры к облакам идет обычно сугубо эволюционным путем. Хотя иногда предприятия идут на довольно решительные перемены, когда им нужно оперативно решать задачи реформирования основного бизнеса, имея в виду долгосрочные стратегические цели развития.