Это было обычное пятничное хмурое осеннее утро. Уже довольно похолодало и часть деревьев была уже с желтой и красной листвой, но на большинстве листья были все еще зеленые. Низкие тучи висели над городом, однако дождя не было, хотя в воздухе чувствовалась холодная влага.
В такую погоду явно не хотелось работать, да и все мысли были уже о том, как провести выходной день. Но выходной только завтра, а сейчас 10:00, пора начинать совещание.
— Доброе утро, коллеги!
— Доброе утро, Иоганн!
— Коллеги, ко мне обратились сотрудники из департамента внутренней этики. Да-да, это наша внутренняя безопасность. Насколько им стало известно, кто-то прослушивает дом их руководителя. К сожалению, они сами не смогли найти подслушивающее устройство, но словам агента, сообщившего об этом, они доверяют.
— Наша задача найти?
— Найти, обезвредить и попробовать найти того, кто слушает. Все как обычно. Итак, Майкл, Рита, Клаус — на выезд. Машина уже у подъезда. На период операции у вас максимальные полномочия. Докладывать мне лично утром и вечером. Естественно, никому ни слова. Ну как же, внутренняя безопасность и сами найти не могут! А нам это на руку. Будут обязаны.
Тем же вечером сотрудники представили доклад Иоганну.
— Итак, шеф. Как ни странно, но мы не нашли прослушку. Правда у Риты есть идея.
— Шеф, там два странных устройства. И оба могут слушать, а одно не только слушать, но и смотреть.
— Рита, поясни, пожалуйста.
— У него в доме стоит продвинутый Smart-TV, оборудованный микрофоном и видеокамерой. Он позволяет управлять выбором программ с помощью голоса и жестов. По умолчанию при включении TV микрофон и камера сразу же включены. По заявлению производителя, данные микрофона никуда не пересылаются, как и данные TV, но я поставила там сниффер, посмотрим утром.
Второе устройство — прибор для управления «умным» домом с помощью голоса. Голосовой помощник от компании G. Мы уже сталкивались с продуктами этой компании, в частности с их смартфонами, и помним, что они собирают всю информацию, до которой могут дотянуться, а затем продают ее компаниям-производителям целевой рекламы.
Короче, завтра мне нужно будет проехать туда еще раз и посмотреть, что удастся «вынюхать».
— Рита, а можно подробнее, что это за устройство?
— Это виртуальный помощник, реагирующий на голосовые команды. С его помощью вы можете делать поисковые запросы в Интернете, получать ответы, слушать музыку, используя его как Wi-Fi-колонку. По команде пользователя можно проигрывать музыку из музыкальных сервисов или же воспроизводить видео из Интернета на телевизоре. Причём система может воспроизвести музыку как на всех колонках, установленных в доме, так и в отдельных комнатах.
Также он может управлять системой «умного» дома: регулировать термостаты, освещение, устанавливать будильники. Представляет собой устройство с динамиком, встроенным микрофоном и небольшим LED-экраном.
— Н-да, лакомый кусочек для взломщика!
— Безусловно. Вот с ними мы завтра и разберемся.
Настал вечер следующего дня.
— Иоганн, вы не поверите, но подслушивали оба устройства, и, что самое печальное, в открытом виде пересылали информацию через Wi-Fi, который в свою очередь прослушивали с помощью устройства, закрепленного на фонарном столбе. Мы рекомендовали производителям обоих устройств задуматься о шифровании трафика и возможности отключения микрофонов и видеокамеры. А до тех пор просто рекомендовали выключить соответствующие устройства.
Вы считаете это фантастика? Но о проблеме прослушки и подглядки с помощью телевизора известно уже минимум полгода, а устройство Google Home уже сегодня представляет опасность для персональной информации его владельцев.
При использовании такого рода технологий прослушивания существует немало рисков нарушения конфиденциальности. Очевидно, что любое устройство, которое всегда находится в состоянии прослушивания, может собирать и анализировать информацию в пределах его чувствительности.