Учитывая возрастающую роль Интернета, Советом Федеральной палаты адвокатов РФ утверждены «Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“». Фактически документ объединил сложившиеся принципы работы в интернет-среде, отраженные в Кодексе профессиональной этики адвоката и Международных принципах поведения специалистов в области права в социальных сетях.
Правила призывают адвокатов соблюдать осторожность, необходимую для защиты информации, и помнить об ответственности за публикации. В том числе, на страницах социальных сетей, настолько активно используемых сегодня и в частной жизни, и профессиональной деятельности, что совместить и то и другое на одной странице непросто — необходимо учитывать публичный статус профессии.
«Социальные сети для юристов/адвокатов действительно играют чрезвычайно важную роль в вопросе внешних коммуникаций и самоидентификации. С одной стороны, их неосторожное использование может довести до исключения из профессии. С другой — соцсети сегодня являются мощнейшим маркетинговым инструментом, которым однако надо еще суметь воспользоваться. Конечно, есть примеры грамотного балансирования частного и рабочего в рамках одного аккаунта, но, думаю, это ненадежный путь. По моему мнению, юрист должен определиться с выбором, что для него соцсеть — инструмент личных или деловых коммуникаций. Смешение и того и другого обычно ни к чему хорошему не приводит. Создание двух аккаунтов (по крайней мере, в рамках одной социальной сети) мне тоже представляется странным, — считает Роман Лукьянов, управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner.
Схожее мнение высказывает Павел Катков, основатель, владелец и старший партнер юридической компании «Катков и партнеры». «Боюсь, что разграничение личной и профессиональной жизни в социальных сетях становится все более сложным. И этот вопрос стоит остро не только для адвокатов, но и для судей, государственных служащих, иных лиц, на поведение которых профессия накладывает определенные ограничения. Похоже, что выбирая профессию теперь следует задумываться еще и об ограничении этих информационных свобод. Вместе с тем, у субъектов этого ограничения есть некоторые инструменты для сохранения социально-сетевых возможностей: они могут сделать свой аккаунт непубличным, открытым только для друзей, ограниченно публиковать фотографии. Полноценной „сетевой“ жизнью это, конечно, не назовешь. Однако чем серьезней профессия, тем выше ответственность. Так было всегда».
Не менее важным аспектом в этих правилах является вопрос взаимодействия в Интернете. Допуская возможность взаимодействия в сети с кругом доверенных лиц, используя электронную переписку, облачные и иные хранилища данных, документ указывает на то, что использование любой учетной записи в сети не гарантирует полную защиту размещенной информации.
«Увы, для большинства юристов/адвокатов приоритетный способ обмена информации — это простые мэйлы, сотовая связь и личные встречи. Почти никто всерьез не задумывается об информационной безопасности, что, конечно, совсем неправильно. Достаточно вспомнить „панамское дело“, когда взломали серьезную юридическую фирму с такими же серьезными клиентами», — предостерегает г-н Лукьянов.
По мнению Павла Каткова, в данном случае необходим баланс: «Очевидно, что вообще не использовать сетевые, в том числе облачные, возможности и придерживаться только бумажного документооборота сегодня уже невозможно. Вместе с тем недопустим свободный оборот конфиденциальных клиентских данных без надлежащей защиты. Например, использование бесплатных почтовых сервисов для направления конфиденциальных сведений, использование зарубежных почтовых сервисов при работе с гостайной, использование слабо защищенных облачных сервисов, особенно если это открытая публикация данных либо публичная переписка с доверителем или ее публикация. Это является явными признаками нарушения требований и безопасности, и этики, т. к. обороту данных должна быть предоставлена защита, которая при необходимости должна быть обеспечена ИБ-профессионалами. Таким образом, современный представитель адвокатской профессии обязан думать не только о качестве услуг, но и об информационной безопасности — именно такие вызовы диктуют нам время и отрасль».