Всего лишь несколько лет назад мобильная стратегия фокусировалась большей частью на том, чтобы снабдить работников телефонами и ноутбуками, с помощью которых они могли бы поддерживать связь с офисом и дистанционно работать из дома или в дороге. Совместное использование файлов было трудным делом, групповая работа создавала проблемы, а поддержание синхронизации в масштабе организации было почти невозможным.
Однако корпоративная мобильная технология продвинулась вперед, благодаря облакам данные стали более доступными, а организации осознали, что базовые возможности связи и совместной работы, хотя и являются жизненно важными, представляют собой лишь часть картины.
«Поскольку мобильные устройства развились в мощные компьютеры, а понятие мобильности расширилось, организации признают, что сегодня мобильность находится в центре успешной бизнес-стратегии, — отмечает Абхиджит Кабра, управляющий директор Accenture Mobility, подразделения консалтинговой фирмы Accenture. — Лидеры в этой сфере фокусируются на стратегии приоритета мобильности (mobile-first), предполагающей взаимное соединение широкого круга цифровых компонентов и средств, чтобы обеспечить полноту информации в реальном времени и сделать деятельность предприятия более эффективной».
Безусловно, соединение всех частей — дронов, датчиков, 3D-принтеров и многих других приложений и сервисов Интернета вещей (IoT) — вещь не простая. Подключение к социальным данным и информации краудсорсинга тоже может стать чересчур тяжелой задачей.
Где-то между высокопарными обещаниями вендоров и наилучшими практиками внутри отраслей находится реальный мир такого соединения людей, устройств и данных, которое расширит корпоративные горизонты и приведет к экономии затрат, более высокой эффективности и революционным инновациям. Сегодня «организации должны во всё встраивать мобильность», — говорит Ким Смит, директор по цифровым технологиям консалтинговой фирмы Capgemini.
Подключаясь к технологии корпоративной мобильности
Корпоративная мобильность Mobile 2.0 выходит за рамки смартфонов, планшетов и приложений. Хотя эти средства часто остаются в центре успешной корпоративной инициативы, осмысление и выработка мобильной стратегии мирового уровня требуют более глубокого и широкого мышления, а также наличия правильной технологической платформы, которая обычно включает облака, API-интерфейсы и технологию хранения данных типа Hadoop.
В известном смысле, эта задача лежит ближе к созданию цифрового предприятия, где мобильность склеивает все воедино, чем просто к беспроводным соединениям. «Важно, чтобы мобильные системы были тесно интегрированы с остальной ИТ-инфраструктурой и чтобы с самого начала учитывались такие вещи, как безопасность и защита личных данных», — указывает Кабра.
Примером организации, которая глубоко усвоила эту концепцию, является Advocate Health Care, крупнейший медицинский центр штата Иллинойс с 400 местными отделениями, 12 больницами скорой помощи и штатом из более 35 тыс. человек, включая 6300 врачей и 11 тыс. медсестер. Организация была включена в общенациональный список первых ста медицинских центров, оснащенных компьютерными соединениями, и получила другие награды и признание за цифровые инновации.
«Наша цель, — говорит ее вице-президент по технологиям и технологический директор Гэри Хорн, — состоит в том, чтобы оптимизировать лечение пациентов и создать эффективные условия для наилучшей работы медицинских специалистов».
Используя технологию корпоративной мобильности, Advocate Health Care добилась преимуществ, которые в прошлом трудно было себе представить. Врачи и медсестры имеют доступ к электронным медицинским картам и другим данным через планшеты и смартфоны, которыми в 2014 г. были заменены передвижные компьютеры. Что им позволяет мгновенно просматривать и вводить данные в точке контакта с пациентом.
Это помогло уменьшить ошибки, возникавшие в прошлом, когда специалисты вводили данные часами позже, зачастую пытаясь вспомнить детали. Возможности мгновенного ввода данных, наряду с пассивными RFID-метками и другими средствами отслеживания местоположения, влекут за собой и другие усовершенствования. Например, медицинский центр уже имеет систему предотвращения похищения детей и начинает использовать умные больничные палаты, позволяющие отображать состояние прооперированных пациентов для медицинского персонала и посетителей.
«Мы интересуемся возможностями Интернета вещей для создания различных сервисов», — добавляет Хорн. Сюда относится мобильное приложение для посетителей, которое помимо других функций служит проводником в палату, где находится пациент, или в другие помещения; система отслеживания оборудования в разных зданиях и помещениях (у организации уже определенные возможности слежения за материальными ресурсами), а также телеметрия реального времени, которая позволит врачам и медсестрам прикреплять к телу пациентов датчики и контролировать их состояние при прогулках по больнице.
Например, объясняет он, «мы можем следить за движениями их мускулов, температурой тела, сердечным ритмом и другими физиологическими системами организма и получать профиль реального времени. Для пациентов с инсультом мы можем знать, когда они встают с кровати, и анализировать их походку. Это позволяет контролировать их текущее местонахождение и состояние, а также определять, действенна ли проводимая терапия».
Фундаментом этой мощной мобильной беспроводной платформы служит беспроводная инфраструктура компании Aruba, включающая точки доступа и ПО мониторинга Air Wave. Платформа управления проактивно следит за состоянием и работой всех беспроводных устройств и одновременно обеспечивает продвинутую аутентификацию и другие функции безопасности. Она также помогает Advocate Health Care эффективно управлять устройствами и пропускной способностью сети, включая приоритизацию критических медицинских данных.
Каков же конечный итог достигнутого? «Система может работать на пиковой мощности, обеспечивая подключения, пропускную способность и производительность, которые требует цифровая организация здравоохранения, — ответил Хорн. — Мы имеем повсеместное покрытие, и это нам позволяет внедрять инновационные решения».
Первые шаги к корпоративной мобильной стратегии
Разработка стратегии и общей конструкции корпоративной мобильности начинается с осмысления того, что организации необходимо взять на вооружение подход mobile-first, включающий проектирование доставки файлов и данных на смартфоны и планшеты раньше, чем на другие компьютеры. Она также подразумевает конструирование ИТ-платформы, поддерживающей данные реального времени без каких-либо ограничений по местоположению.
Наконец, это подразумевает мышление в более широком цифровом ракурсе о том, как предоставить выгодные возможности своим работникам, клиентам и бизнес-партнерам, включая участников цепочки поставок. Во многих случаях это также транслируется в более динамичную структуру ИТ и организации разработки ПО.
«Системы должны работать абсолютно гладко и обеспечивать взаимные подключения, не создавая помех и проблем», — говорит Кабра.
Внедрение Mobile 2.0 зачастую не обходится без сложностей. Дело в том, что этот эволюционный процесс требует, чтобы предприятие сломало разобщенность бизнеса и ИТ-подразделений. Для достижения успеха предприятие должно культивировать мышление ИТ-групп в категориях бизнеса и понимание технологии в бизнес-группах. По словам Смита, должен быть фокус на целостном подходе к возможностям и вызовам вместо того, чтобы рассматривать их выборочно или изолированными частями.
Кабра к этому добавляет, что надо также иметь несколько нестандартное мышление, особенно с учетом того, что дроны, 3D-печать, встроенные датчики, искусственный интеллект (AI), дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) продвигают мобильность на новые территории. По его словам, организация должна подходить к Mobile 2.0 через сочетание исследований, тестирования и проверки идей и реального развертывания в рабочей среде.
Конечная цель, независимо от избранного организацией направления, состоит в углублении организационного интеллекта и формировании возможности делать выводы из информации реального времени, указывает Кабра. «Мобильность становится ядром, вокруг которого функционирует цифровое предприятие, — заключает он. — Бизнес, правильно понимающий ситуацию, имеет возможность достичь поистине преобразующих результатов».