Интернет вещей (IoT) стремительно входит в нашу жизнь и вскоре может стать частью повседневных бизнес-процессов. Но, несмотря на шумиху вокруг этой концепции, немногие компании могут похвастаться удачным опытом внедрения IoT.
В ходе недавнего европейского исследования SAS были опрошены 75 организаций, которые считают себя успешными «первопроходцами» в интеграции Интернета вещей в свои бизнес-процессы. Респонденты представляют девять отраслей — от промышленности до государственного сектора — и пятнадцать разных кейсов применения Интернета вещей.
Около 20% респондентов в качестве главного преимущества концепции IoT отметили «связь с клиентами», далее идут «автоматическая диагностика» (17%) и «отслеживание активов» (16%). С точки зрения результата лист самых популярных ожиданий респондентов возглавляет «операционная эффективность» (43%) и «расширение пользовательского опыта» (36%).
Что касается вызовов, с которыми сталкиваются и которые преодолевают компании при внедрении Интернета вещей, то здесь в ТОП-3 вошли «необходимость анализа данных в реальном времени» (22%), «проблемы с безопасностью» (22%) и «управление культурными изменениями» (20%).
Интернет вещей стирает границы между индустриями, и это подтверждает тот факт, что наиболее упоминаемым среди респондентов продуктивным решением в процессе внедрения концепции стало привлечение к сотрудничеству внешних консультантов (15%), так как возможности штатных data scientists ограничены рамками их специализации.
«Наблюдается некоторый разрыв между потребностями и имеющимися в компаниях компетенциями. Многие менеджеры уже поняли, что подготовка собственных кадров к работе с Интернетом вещей потребует длительного времени, при этом развитие концепции не может ждать, когда сотрудники наберутся опыта и получат нужную квалификацию. Поэтому на настоящем этапе для руководителей компаний важно правильно выстроить долгосрочную стратегию взаимодействия внешних и внутренних специалистов», — говорит Матиас Купманс (Mathias Coopmans), директор по развитию бизнеса SAS.
IoT позволяет автоматизировать не только принятие огромного количества рутинных решений, но и упрощает решение сложных управленческих задач — таких как определение предпочтений клиентов в разных отраслях, прогнозирование поломок, оптимизация логистики и многое другое. Экосистема IoT сейчас только создается, в том числе и в России, где рынок IoT уже превышает 300 млрд рублей, что на четверть больше, чем в прошлом году. Причем по мере интеграции IoT в бизнес-процессы организаций, из инновационной технологии он превратится в стандарт.