Отмена льгот по платежам в пенсионный и социальные фонды для части софтверных компаний ударит не только по отрасли и ее экспортному потенциалу, но и негативно отразится на совокупных поступлениях в бюджеты разного уровня и в государственные фонды. Кратковременное и совсем незначительное по масштабам России увеличение доходов пенсионного и социальных фондов с лихвой будет перекрыто сокращением налоговых платежей (прежде всего, НДФЛ). Такой вывод сделан на основе опроса софтверных компаний, проведенного экспертами ассоциации «РУССОФТ».
В подготовленных правительством предложениях предполагалась пролонгация льгот только для тех компаний, решения которых попали в государственный реестр отечественного ПО, либо услуги которых были привязаны к ПО, находящемуся в Реестре. В результате в большой степени льгот могли лишиться многие разработчики заказного программного обеспечения и центры разработки зарубежных корпораций.
Ассоциация «РУССОФТ» провела блиц-опрос, в котором приняло участие 9 компаний (6 сервисных компаний и 3 центра разработки зарубежных корпораций). Они дали собственные прогнозы изменения показателей их оборота и экспорта в случае повышения ставки отчисления в страховые и пенсионный фонды с 14% до 30%.
Итоги блиц-опроса следующие. Все опрошенные компании предполагали сокращение персонала: 5 компаний ожидали потерю от 12% до 20% штата, 2 компании — от 40% до 50%, и две — предположили закрытие своего бизнеса в России. Предполагаемые потери персонала связаны с несколькими причинами: перевод части сотрудников за рубеж; закрытие центров разработки из-за повышения цены на свои услуги и снизившейся конкурентоспособности; добровольное увольнение сотрудников из-за отсутствия возможности сохранения (или повышения) зарплаты.
Расчет показал, что при сокращении штата (в среднем на 44%), отчисления в пенсионный и страховые фонды в первый год после перехода к ставке в 30% (в настоящее время льготы предполагают 14%) возрастет суммарно на
Однако расчеты показывают, что цена окажется слишком высокой, подчеркнули в Ассоциации.
Если смотреть только на прямые последствия для «Консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов», без учета негативного влияния на отрасль и всю экономику России, то возникнут не дополнительные доходы, а вполне ощутимые потери. При дополнительном доходе пенсионного и страховых фондов в $2 млрд. в первый год применения ставки 30% для сервисных компаний, совокупные потери бюджетов разного уровня из-за свертывания бизнеса составят $9 млрд. Следовательно, консолидированный бюджет РФ вместе с внебюджетными фондами не получит дополнительные поступления, а потеряет $7 млрд. При этом в последующие годы сокращения штата, скорее всего, продолжатся, что снизит дополнительные доходы пенсионного и социальных фондов и увеличит потери консолидированного бюджета.
Для самой отрасли последствия также будут значительными. Если бы льгот для сервисных компаний не было в 2015 г., то прямые поступления валютной выручки от продаж ПО и услуг по его разработке составили бы не $4,6 млрд. в 2015 г., а $3,7 млрд. (на $1,3 млрд. меньше).
Кроме того, все опрошенные компании предполагают, что сокращение персонала продолжится в последующие годы, а значит, дополнительные поступления в фонды будут стремиться к отрицательным значениям.
По данным «РУССОФТ», в сервисных компаниях в России (за исключением штата зарубежных центров разработки) работает не менее
Дополнительно к потере экономики от снижения валютных поступлений и от недополучения НДФЛ, необходимо учесть деградацию технологического уровня индустрии от потери возможности трансфера технологий из компаний с зарубежным капиталом и из-за отъезда или вывода сервисными компаниями наиболее квалифицированного персонала из России за границу. К этому добавится риск прихода на российский рынок проектных разработок зарубежных конкурентов (Индия, Вьетнам, страны Восточной Европы).
Приведенные выше результаты расчетов подтверждают данные опросов, проводимых ассоциацией «РУССОФТ», в которых ежегодно участвует
В 2016 г. примерно 60% опрошенных компаний (как сервисных, так и разработчиков программных продуктов) указали на «Предоставление налоговых льгот (включая льготы по страховым взносам)» как меру государственной поддержки, имеющую «высокую значимость» для их бизнеса. Эта мера поддержки не значима только для
«Стремление правительства снизить размеры трансферов Минфина в фонды социального страхования вполне понятно, но, чтобы последствия не были негативными, важно понимать особенности софтверной отрасли, а также то, какое значение она имеет для всей экономики», — отметил президент ассоциации «РУССОФТ» Валентин Макаров.
Прежде всего, чиновники, скорее всего, недооценивают то, что, не имея привязки к дорогостоящим основным фондам, софтверные компании очень оперативно реагируют на изменение ситуации. Они могут сократить штат сотрудников из-за снижения конкурентоспособности, учредить за рубежом новую компанию, которая будет платить налоги в другой стране, перевести своих специалистов в дочерние структуры, которые расположены за рубежом. Важно понимать, что софтверная отрасль еще только развивается и является для консолидированного бюджета страны и различных страховых фондов значимым источником пополнения средств лишь в перспективе. Потому нужно поддерживать ее рост, который не прекращался даже в не очень благоприятных условиях (в кризис 2009 г. и в условиях применения антироссийских санкций
Можно предположить, что ограничение круга компаний, для которых планировалось сохранить льготы по страховым взносам, связано с недооценкой значимости компаний, действующих в модели разработки заказного ПО (сервисная модель бизнеса). Однако именно с нее начался выход российских софтверных компаний на зарубежные рынки, именно этот сегмент индустрии разработки ПО растет сейчас быстрее сегмента программных продуктов и дает более 60% всех зарубежных продаж ИТ-индустрии (общий объем зарубежных продаж российских ИТ-компаний из Российских офисов и с позиции своих зарубежных филиалов составил в 2015 г. $6,7 млрд).
Опыт работы на зарубежных заказчиков помогает создавать впоследствии собственные тиражируемые решения. Значительная часть стартапов в области ИТ создана бывшими сотрудниками сервисных компаний или центров разработки зарубежных корпораций в России. Они осуществляют прямой трансфер технологий в новые компании и переносят в них свой бесценный опыт корпоративного управления, управления качеством и проектной деятельностью. Россия не продает дешевую рабочую силу в рамках сервисной модели, поскольку зарплата российских программистов в среднем выше, чем в конкурирующих с ней странах. При высоких затратах на персонал, отечественные компании специализируются в нише сложных наукоемких проектов.
Возможно, недооценка сервисной модели связана с незнанием того, что такие компании, как HP и IBM, являются в большой степени сервисными, а мировым лидером по предоставлению ИТ-услуг является не Индия, а США.
Ассоциация «РУССОФТ», понимая серьезность проблемы с наполнением пенсионного и социальных фондов, предложила другое ее решение — лучшее администрирование процесса предоставления льгот и проверку соответствия требований, предъявляемых к их получателям. Эти меры скорее приведут к достижению поставленных целей, чем отмена льгот для части компаний.
Эксперты ассоциации определили, что льготами пользуется большое количество компаний, которые к софтверной отрасли не относятся. По информации Минкомсвязи, которая базируется на данных ФНС, в 2014 г. льготой пользовалось 2172 организации. По данным «РУССОФТ», в России не менее 3200 софтверных компаний, но вряд ли более 3500, а льготы из них имеет
Кроме того, если судить по налогу на доход физических лиц, выплаченному аккредитованными при Минкомсвязи компаниями, который составил ₽23 млрд. (ставка 13%, а средняя зарплата разработчика ПО составляла в России около ₽70 тыс. в мес.), то получится, что в компаниях, имеющих льготы, работает 210 тыс. чел. По данным «РУССОФТ», профильных сотрудников российских софтверных компаний, работающих в офисах в России, в 2015 г. было не более 120 тыс.
Ассоциация «РУССОФТ» как отраслевая саморегулируемая организация, готова помочь в администрировании процесса предоставления льгот, поскольку заинтересована в том, чтобы компании, не относящиеся к софтверным, не пользовались льготами и не дискредитировали тем самым такую важную меру поддержки высокотехнологичной отрасли.