Два года назад в России впервые на государственном уровне заговорили о необходимости импортозамещения в ИТ и телекоме. Тема стала предметом жарких споров, большинство участников рынка отнеслись к идее перехода на российские системы скептически. Эксперты прогнозировали многолетний переход к решениям, в лучшем случае, на базе открытого кода. Что касается аппаратных платформ — здесь нас традиционно принято считать отстающими от всего цивилизованного мира.
Я убежден, что подобные заблуждения свойственны только тем, кто не понимает конечной цели импортозамещения — снизить чудовищную зависимость от иностранных вендоров. Вопрос не в том, чтобы полностью отказаться от импорта (или сменить один импорт на другой), а в том, чтобы не быть уязвимыми в случае, если иностранные технологии по каким-то причинам вдруг перестанут работать. В свете нынешней международной обстановки этот риск перестает быть гипотетическим.
На примере Республики Крым и компаний, попавших под действие санкций, мы наблюдаем, какие последствия влечет за собой отказ производителей от поддержки своих решений. Где гарантии, что иностранные вендоры будут выполнять свои обязательства и в других случаях?
Независимость от импорта
На сегодняшний день в России практически все телекоммуникационные сети полностью построены на иностранном оборудовании. Это чревато проблемами государственного масштаба, которые условно можно разделить на экономические (не хватит валюты на поддержку и расширение парка устройств) и политические (санкции, прослушка, уязвимости).
Технологический суверенитет для страны так же важен, как надежность государственных границ. Поэтому в такой стратегически важной отрасли, как связь, необходимо поэтапно менять основу сетевой инфраструктуры страны на решения с российским исходным кодом и всесторонне поддерживать отечественных производителей. Теперь это не просто модная тема для обсуждения в СМИ, а насущная потребность, закрепленная на законодательном уровне.
В частности, все государственные закупки регулирует Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года. Оно напрямую обязывает государственных и муниципальных заказчиков закупать отечественные продукты, занесенные в реестр Минпромторга. Если в тендере участвуют два отечественных аналога, то возможность покупки импорта исключается.
«Патриотизм наоборот»
Безусловно, даже получив преференции от государства, российский производитель должен совершить практически невозможное — то есть убедить рынок и конечного потребителя в своей конкурентоспособности. Сделать это будет нелегко по ряду причин.
Прежде всего, стереотипы. Долгие годы, пока в нашей стране вообще не велось никаких разработок, в массовом сознании зрело убеждение, что все зарубежное по определению лучше отечественного. Действительно, многие компании, которые сегодня пытаются «догнать» рынок, отстают от мировых лидеров по многим параметрам. Виной тому абсолютно нерыночная модель производства в советские годы и последующий слишком резкий переход к рыночной экономике.
Пока в СССР товары и услуги продвигались на рынок директивно и без какой-либо конкуренции, за «железным занавесом» шла ожесточенная борьба за потребителя. Западные компании совершенствовались по всем направлениям: качество продукции, маркетинг, ценовая политика. И когда эти закаленные в боях гиганты хлынули на российский рынок — они просто смяли отечественного производителя. Результат нам всем хорошо известен. Почти все, что мы видим вокруг — зарубежного производства.
В идеальном мире смена рыночной модели должна происходить плавно. Если бы государство на раннем этапе оказало поддержку российским производителям, то у них была бы возможность подготовиться к конкуренции. По мере роста конкурентоспособности наших предприятий можно было выводить на рынок все более сильных мировых игроков. Но этого не произошло. Мы просто открыли границы и впустили соперников, с которыми сами же не смогли тягаться.
«Запчасти» для сетей
Что касается рынка ШПД-операторов, для него настали трудные времена. Наше былое стремление построить все из лучшего, заграничного, привело к финансовым проблемам. Все сети построены на импорте. Себестоимость в долларах, выручка в рублях. Импортная инфраструктура требует регулярных вложений: ремонта, масштабирования, поддержки и обновления ПО. С ростом курса валют по отношению к рублю все эти расходы удвоились-утроились. Попробуйте представить, насколько выросли расходы крупных компаний федерального значения, где число маршрутизаторов достигает сотен и тысяч.
Но и мелким игрокам не легче: цена на Интернет уже давно держится на самом низком в мире уровне, ее удерживают топовые компании. Повысить маржу невозможно, а расходы только растут. Не последнюю роль в этом играют новые законодательные инициативы. Например, необходимость фильтрации трафика по списку Роскомнадзора и закон «Яровой и Озерова».
«Вылечить» эту проблему можно только путем основательного сокращения долларовых расчетов. Конечно, совсем «отвязаться» от доллара не получится, поскольку даже часть трафика мы закупаем у международных площадок. А в остальном, это было бы логично: если выручка операторов исчисляется в рублях, то пусть и основные расходы будут в той же валюте. Это позволит решить не только текущие проблемы, но и возможные будущие.
Отрадно, что рынок уже начал это осознавать. Если два года назад компании только говорили об импортозамещении в некой абстрактной перспективе, то сегодня эта концепция закладывается в основу долгосрочных стратегий по развитию ИТ.
Процесс уже запущен
Мне кажется, что «точка невозврата» пройдена и российский заказчик уже никогда не окажет западному вендору того же доверия, что и до санкций. Сама вероятность прекращения поставок и сервисной поддержки ставит под угрозу работоспособность сетей. Представьте: внезапно упадет сеть национального банка или оборонного предприятия.
Лично мне неспокойно от самой мысли, что вендор, на продуктах которого построены все сети, теоретически может принять любые меры — вплоть до дистанционного отключения всего парка установленного оборудования. Не потому, что он такой плохой, а потому что подчиняется законам своей страны. Над ним есть закон, запрещающий оказывать услуги заказчикам, внесенным в санкционный список. Нарушителей наказывают не рублем, а долларом.
Давайте вспомним, кого касаются санкции. В первую очередь, речь идет о структурах власти, ОПК, нефтегазовых компаниях и других структурах федерального значения. Это сотни тысяч рабочих станций, огромные парки серверного оборудования, огромные затраты на обслуживание и безопасность. Вендор, который поставлял им сетевое оборудование, перед каждым релизом обновлений публикует на своем сайте перечень уязвимых мест своих решений, снятых с поддержки. Кто не подписан на обновления — может стать легкой мишенью для кибератак. Не сомневаюсь, что хакеры наизусть знают санкционные списки.
Таким образом, постепенный перевод всех таких сетей на софт с исходным российским кодом — всего лишь вопрос времени. Первыми перейдут государственные структуры, а затем и коммерческие. Их основные задачи — экономия и безопасность.
Уже сейчас на рынке появились российские маршрутизаторы и другие сетевые устройства, не уступающие зарубежным аналогам по производительности и поддерживающие все необходимые протоколы и стандарты. Что еще отличает эти продукты — ценовая политика. Они в разы дешевле импортных аналогов. Как говорят в рекламе: если не видно разницы — зачем платить больше? Компании, у которых сеть на 100 маршрутизаторов и более, не смогут это игнорировать.
Автор статьи — генеральный директор «РДП.ру».