Вопреки здравому смыслу многие города начинают осваивать «умные» технологии, не имея конкретного плана. Расскажем, как действовать правильно.
К несчастью для многих муниципалитетов, слишком легко создать «глупый» город вместо «умного». Главная проблема возникает, когда надлежащее планирование не завершено до того, как городские власти начинают реализовывать технологию «умного» города. Например, в некоторых городах устанавливается множество датчиков, выполняющих одну и ту же функцию, а собранные данные направляются в различные подразделения, которые понятия не имеют, чем занимаются другие подразделения. Часто это происходит потому, что подразделения действуют изолированно, поскольку в прошлом это было более эффективно. Преодоление этого препятствия имеет важнейшее значение для обретения большей разумности.
Black & Veatch — глобальная инфраструктурная компания стоимостью 3 млрд. долл., которая разрабатывает планы реализации технологии «умного» города. Ее директор по решениям для «умного» города Дженнифер Джеймс говорит, что использование достижений в таких областях, как «умная» инфраструктура, информационные и коммуникационные технологии в сочетании с анализом данных способны помочь городам, а также энергетическим, водопроводным, телекоммуникационным и транспортным компаниям достичь своих целей в деле превращения их в более разумные.
«Создание „умного“ города представляет сложную задачу, поскольку речь идет об организации взаимодействия всех этих компонентов для предоставления более совершенных услуг, — сказала Джеймс. — Вы не можете развивать их изолированно друг от друга».
Управляющий директор Cisco по развитию бизнеса для «умных» и подключенных к Интернету сообществ Арвинд Сатьям говорит, что города обычно используют изолированный подход. На протяжении последних пяти лет Cisco проделала большую работу в Барселоне, который теперь считается одним из самых «умных» городов мира.
«Пять лет назад, когда мы взялись за дело, первое, что мы сделали, это попытались понять, какие технологии используют ведомства. Там было 22 различных ведомства, которые замыкались на мэра. У каждого ведомства была своя функциональная команда — департамент освещения, департамент транспорта. Мы побеседовали с представителями этих ведомств, — рассказывает Сатьям. — И выяснили, что CIO и технологии рассматриваются как нечто второстепенное. Они отделены от деталей операций».
В Барселоне данные с камер на уличных фонарях не предоставлялись никаким другим ведомствам, поскольку департамент транспорта за них заплатил и считал их своей собственностью. «Одно дело иметь наглядное представление о том, как все устроено. Но с точки зрения повышения разумности необходимо соединить вместе много разных вещей», — сказал Сатьям. В результате проделанной Cisco работы в Барселоне решили объединить свою инфраструктуру общей сетью и устранить разобщенность ведомств, добавил он.
Определите цели превращения в умный город
Разработка плана создания «умного» города, сказала Джеймс, «как и любого плана, начинается с определения целей. Это не технология ради технологии. Технологии „умного“ города дополняют имеющийся у города набор инструментов и позволяют усовершенствовать планирование и операции».
«Для кого город будет „умным“, и чего, собственно, вы добиваетесь? Очень редко встречается только одна цель. Обычно речь идет о многих вещах», — продолжила она. Одни города выбирают в качестве главной цели устойчивость, другие — качество воздуха, экономическое развитие или решение транспортных проблем.
Важно понять, где на пути к этой цели находится город сейчас, и измерить имеющие данные. Сейчас города больше управляются данными, соответственно, это помогает определить нынешнее состояние проблем и получить от различных лиц сведения, позволяющие оценить имеющиеся варианты достижения целей.
«Каковы бы ни были цели, это будет, в конечном итоге, служить вам руководством и определять вашу оценку вариантов», — пояснила Джеймс.
Сейчас, например, она разрабатывает план «умного» города Чула-Виста (шт. Калифорния). Она считает, что структура коммуникаций представляет важный компонент этого плана. «Речь идет о сервисах, на которые не просто имеется спрос сегодня, но и появится в будущем, и которые станут гораздо больше ориентироваться на данные. Мы выявляем все виды „умных“ технологий, которые потребуются в будущем», — добавила Джеймс.
Когда цели определены, она начинает работать с городами, чтобы увидеть варианты их достижения с различных точек зрения и сравнить их, например, по таким критериям, как уменьшение выброса парниковых газов или совершенствование коммуникаций.
«Все аспекты оцениваются в баллах, каждой переменной приписывается определенный вес. Мы работаем с городскими властями, чтобы приписать каждой цели свой вес», — продолжила Джеймс.
Оценка может потребовать много времени, поскольку сравниваются различные технологии. Но она полезна при создании аналитической платформы для больших данных, которая будет фиксировать и сопоставлять друг с другом различные варианты, сказала она.
Визуализируйте сценарии будущего
Следующий этап включает визуализацию сценариев будущего, в котором совместно работают все программы и проекты. «Это позволяет вам начать сравнивать гораздо более сложные сценарии будущего и помогает прийти к прочно обоснованному пониманию приоритетности различных целей и ограничений, — утверждает Джеймс. — Планирование „умного“ города можно адаптировать и сделать гораздо более гибким, чем в прошлом».
Black & Veatch планировала использование «умных» технологий совместно с компанией Hawaiian Electric в связи с тем, что шт. Гавайи постановил к 2045 г. получать всю электроэнергию из возобновляемых источников. «Между тем, где он находится сейчас, и тем, где ему необходимо быть в 2045 г., дистанция огромного размера», — заявила Джеймс.
По ее словам, энергетическая компания рассматривает технические аспекты каждого варианта, виды клиентских программ, льготы, структуры затрат, которые могли бы побудить различные группы потребителей, такие как предприятия и сообщества жителей, принять эти технологии и должным образом управлять своими потребностями в электроэнергии.
Развивайте программы с течением времени и используйте данные в интересах граждан и бизнеса
Процесс планирования охватывает также создание со временем интегрированных программ для «умного» города, таких как программа обеспечения качества воздуха в Луисвилле. Она использует оснащенные GPS-устройствами ингаляторы для астматиков, которые носят с собой граждане, чтобы определять, когда воздух слишком вреден для людей с заболеваниями дыхательных путей, сказала Джеймс.
С течением времени данные, собранные с устройств Интернета вещей, могут использоваться для изменения деятельности и более глубокого понимания, что необходимо изменить. Это может означать изменение маршрутов транспорта ввиду низкого качества воздуха в определенных районах или подсчет с помощью хот-спотов Wi-Fi количества людей, проходящих каждое утро по определенному отрезку улицы, что открывает для компаний новые возможности.
Интересно, что можно извлечь из собранных данных. В мае этого года, как сообщал сайт TechRepublic, в Канзас-Сити (шт. Миссури) приступили к осуществлению первого этапа плана превращения его в «умный», охваченный Интернетом город — создали в центре деловой части города «умный» район протяженностью 3,5 км. Здесь имеются трамвайная линия, бесплатная общедоступная сеть Wi-Fi, «умное» светодиодное освещение и 25 электронных киосков. Город собирает сведения о пересекающих этот район людях. В результате местные власти обнаружили, что каждое утро десятки людей проходят в определенном месте, в пределах двух кварталов от которого нет ни одного ресторана. В результате совет по экономическому развитию города начал принимать заявки от ресторанов. Благодаря собранным данным и выявлению возможности для бизнеса в этом районе также был открыт гастроном.
Вице-президент Cisco Ким Маджерус работала над проектом вместе с городскими властями. «Объем данных и информации, собираемых ими в трамваях и непосредственно от граждан, и выявляемые возможности, думаю, уже сами по себе окупили проект с точки зрения города, став для него золотыми жилами», — сказала она.
Используйте открывающиеся возможности
В контексте «умного» города открываются новые возможности. В конечном итоге каждый город превратится в «умный», утверждает Джеймс: «Если вы этого не планируете, то не сможете воспользоваться предоставляемыми технологиями возможностями. Теми возможностями, которые открываются благодаря данным и совместной работе гораздо более тесно взаимосвязанных различных городских систем».
«В наше время и в наши дни важны не только экономия и эффективность затрат. Граждане ждут от городов большего. Они ожидают от городов таких же услуг и возможностей, какие получают от ведущих провайдеров технологий и сервисов. Никакое повышение удобства в использовании, никакой рост эффективности расходов, устойчивости к сбоям и стабильности работы по-настоящему невозможны в больших масштабах без более „умного“ подхода к планированию», — сказала она.