Этой публикацией мы начинаем серию статей, посвященных видению развития России в условиях перехода к цифровому обществу. Сегодня речь пойдет о стоящих перед страной вызовах.

Что составляет суверенитет любого государства? Это возможность самостоятельно и независимо формировать свою внешнюю и внутреннюю политику. Последние годы показывают, что Россия наконец-то начинает вести внешнюю политику как самостоятельное и суверенное государство.

Но что при этом происходит в сфере информационных технологий? Значительное количество программ и устройств, используемых в быту, в офисах, на производстве, имеют зарубежное происхождение. Сейчас много говорят об Интернете вещей — сети предметов, взаимодействующих между собой и с внешней средой. Это происходит благодаря системе датчиков, собирающих с них информацию. То же самое и с человеком — огромные потоки информации о жизнедеятельности, здоровье, местоположении, активностях и интересах через смартфоны, «умные» часы, фитнес-трекеры куда-то поступают и где-то обрабатываются. Кем и как потом используются эти данные, мы даже не догадываемся.

Новейший станок отправляет своему производителю не только количество обработанных на этом станке заготовок, но и технические данные заготовки. Хорошо, если это продукция гражданского назначения, а если — военного?

В последнюю четверть века наша страна слишком легкомысленно относилась к своему суверенитету в целом и к информационному суверенитету в частности.

Наступает время, когда основным продуктом становится информация. Именно за доступ к ней уже сейчас идет борьба на глобальных рынках. Пока по большей части невидимая простому обывателю, но ее отголоски мы видим в скандалах, связанных с утечками важных данных и предоставлением спецслужбам доступа к частной информации. Похоже, мы все уже «зашиты в матрицу» и задача России на сегодня — сделать все, чтобы сохранить и защитить свой цифровой суверенитет.

Сохранение государственного цифрового суверенитета — это еще и обязательство России по защите граждан и бизнеса. Должен появиться документ уровня «Декларации о цифровом суверенитете Российской Федерации», в котором будут гарантироваться цифровые права и свободы, защита персональных и имущественных данных. Очень важно чтобы эта декларация обозначила позицию государственной власти на глобальной арене.

Важно предложить принять подобную декларацию и другим странам, с которыми Россия выстраивает тесные партнерские отношения, например, в рамках ЕАЭС, ШОС, БРИКС. Это позволило бы выстроить единые правила для использования цифровых технологий.

Со стороны России необходимо активизировать этот процесс, мы помним, как в 1990-е тысячи западных советников помогали нам переходить к капитализму. Сейчас наши страны-партнеры по экономическим союзам получают аналогичную поддержку в части перехода к цифровой экономике. Это значит, что «большая игра» уже началась и, увы, пока не по правилам России.

Надо понимать, что информация — это не только самый дорогой продукт, но и серьезное оружие. Так, концепция «сетецентризма», активно используемая в США и войсках НАТО, позволяет не просто эффективно выполнять боевую задачу, но и (вдумайтесь!) достигать экономического эффекта. Использование этого подхода в России в области управления экономикой позволит сосредоточить усилия в едином направлении, без отраслевых и ведомственных барьеров.

А что происходит сейчас? Системы госорганов подчас дублируются, не стыкуются между собой, быстро устаревают и требуют постоянной поддержки. Может быть это и выглядит сейчас как утопия, но «цифра» просто сама по себе исключает такое дублирование, повышает прозрачность, снижает коррупционные возможности. Введение цифровых технологий в область государственного управления многократно увеличивает его эффективность.

Нацеленность на рост эффективности госуправления предполагает в перспективе 5-10 лет упрощение или отмену части существующих на сегодня государственных функций, замену чиновника на машину, а подчас субъективного решения — на алгоритм. Новые процессы будут постепенно высвобождать массу людей (и не только чиновников), и об этом вызове надо начинать думать уже сейчас.

Но главный вызов, стоящий перед Россией в процессе трансформации в цифровое общество, в том, кто сейчас возьмет на себя ответственность начать этот процесс, определит общее направление и архитектуру, не побоится начать смену устаревших процессов. Очень может случится так, что кроме Президента России никто больше этот процесс возглавить не сможет.

К сожалению, времени на раздумья остается все меньше, сейчас уже даже бесполезно пытаться догнать глобальных цифровых лидеров. Необходимо оперативно и целенаправленно строить российское цифровое общество, используя имеющийся интеллектуальный и информационный потенциал.

Сейчас. Сегодня. Потому что завтра может быть уже слишком поздно.

Продолжение следует.

Об авторах: Максим Аверьянов — директор департамента консалтинга, группа компаний «ЦИТ», Сергей Евтушенко — действительный государственный советник Российской Федерации, Правительство РФ, Елена Кочетова — руководитель проектов, группа компаний «ЦИТ».