Согласно результатам исследования «Глобальные лидеры инноваций» (2016 Global Innovation 1000 Study) за 2016 год, проведенного фирмой Strategy&, входящей в состав PwC и специализирующейся на оказании услуг в области стратегического консультирования, к 2020 году компании перераспределят большую часть расходов на НИОКР, которые ранее направлялись на создание товаров, в пользу разработки программного обеспечения и сервисов. Основной причиной таких мер является необходимость сохранять конкурентоспособность, и это неслучайная тенденция: согласно результатам исследования, компании, отметившие в своей отчетности ускоренные темпы роста выручки по сравнению с основными конкурентами, выделяют на 25 % больше средств из бюджетов на НИОКР на разработку программного обеспечения, чем компании, сообщившие о более низких темпах роста.

Среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку программного обеспечения и сервисов выросло с 54 % до 59 % в период с 2010 по 2015 год, и ожидается, что этот показатель увеличится до 63 % в 2020 году.

В то же время среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку продукции сократилось до 41 % (с 46 % в 2010 году), и ожидается, что этот показатель снизится до 37 % к 2020 году (таким образом, общее снижение за эти десять лет составит 19 %).

Среднее распределение средств из бюджетов на НИОКР на разработку только программного обеспечения вырастет на 43 % к концу этого десятилетия, а суммы средств, выделенных из бюджетов на НИОКР на разработку сервисов, постепенно превысят инвестиции в инновационные разработки продукции (39 % по сравнению с 37 % к 2020 году).

В период с 2010 по 2015 год мировые расходы на НИОКР на разработку программного обеспечения выросли на 65 % (с 86 до 142 млрд долл. США).

Дмитрий Мордовенко, руководитель Strategy& в России, отметил: «Ожидается, что затраты на НИОКР в России к концу 2016 года в рублевом эквиваленте вырастут почти на 10 % до 3,5 трлн. рублей. Несмотря на падение доли в глобальных затратах на НИОКР с 3,1 % в 2014 до ожидаемых 2,8 % в 2016, Россия продолжает занимать 8 место в мире по уровню страновых расходов на НИОКР. Среди ведущих индустрий в России по уровню расходов на НИОКР можно выделить аэрокосмическую отрасль и ВПК, российская доля от глобальных затрат на которые, составляет 13% и 11% соответственно. В течение последних лет ключевым источником финансирования исследований являлось государство, доля которого в бюджете на НИОКР составляла более 60 %, что указывает на непосредственное влияние состояния государственного бюджета, курса рубля и цен на нефтегазовые ресурсы на уровень выделяемых средств для исследований».

Барри Ярузельски, эксперт в области инноваций и НИОКР Strategy& и партнер PwC в США, утверждает: «Многие из крупнейших инновационных компаний находятся в процессе трансформации, которая в основном была вызвана меняющимися и растущими ожиданиями клиентов. Перераспределение средств в бюджетах на НИОКР также связано с растущими возможностями применения программного обеспечения, включая в том числе все большее распространение продуктов, оснащенных программным обеспечением и сенсорами, возможность надежного и недорого подключения продуктов, клиентов и производителей посредством „Интернета вещей“, а также доступностью облачного хранения данных».

Компании будут нанимать все меньше инженеров-механиков и все больше инженеров в области ИТ и программистов для разработки необходимых инструментов и средств.

В этой связи все меньше компаний будут направлять средства из бюджетов на НИОКР на разработки в области электрооборудования и машиностроения. К 2020 году количество компаний, указавших, что они отдают предпочтение инженерам-электротехникам при найме сотрудников соответствующих специальностей, сократится на 35 %, а число компаний, ожидающих, что в их компании будет работать больше всего инженеров в области ИТ, увеличится вдвое с 8 до 16 %.

На региональном уровне заметнее всего переориентировались на разработку программного обеспечения компании в Северной Америке: с 15 % от общих расходов на НИОКР в 2010 году до 24 % — в 2020 году. Азия остается регионом, в котором компании больше всего внимания уделяют разработке продукции, при этом в 2010 году 44 % расходов на НИОКР распределялись на разработку продукции, однако в 2020 году этот показатель сократится лишь до 40 %. Компании из автомобильного и промышленного секторов наиболее настойчиво стремятся переориентироваться на разработку нового программного обеспечения.

Из числа компаний, которые приобрели активы за последние пять лет, большая часть компаний (71 %) связывают приобретение со стремлением расширить возможности в области разработки программного обеспечения (33 %) или сервисов (38 %).

В результате анализа 1 000 компаний, лидирующих по объемам расходов на НИОКР в мире, который ежегодного проводится Strategy&, было также установлено следующее. К 2018 году сектор здравоохранения опередит сектор информационных технологий и электроники и займет первое место в мире по объемам расходов на НИОКР (165 млрд долл. США и 159 млрд долл. США соответственно), а сектор программного обеспечения и интернет-технологий обгонит автомобильную промышленность (129 млрд долл. США и 105 млрд долл. США соответственно); а замыкать пятерку отраслей-лидеров по объемам расходов на НИОКР будет промышленный сектор.

Впервые за всю историю проведения исследования выросло количество компаний, вошедших в исследование «Глобальные лидеры инноваций» (Global Innovation 1000), с головными офисами в США (на 9,5 % по сравнению с предыдущим годом).

Компании Volkswagen, Samsung, Amazon, Alphabet (Google) и Intel вошли в пятерку компаний-лидеров по объемам расходов на НИОКР, при этом компании Amazon и Google заняли первые места в этом списке (поднявшись на 4 и 2 строчки соответственно).

Мировые эксперты в области инноваций, участвовавшие в исследовании 2016 года, назвали компании Apple, Alphabet (Google) и 3M тремя наиболее инновационными компаниями в мире.

Каждый год на протяжении последних семи лет десятка наиболее инновационных компаний опережает десятку компаний-лидеров по объемам расходов на НИОКР с точки зрения ключевых показателей эффективности деятельности.