У подавляющего числа компаний в России имеется потребность в обработке персональных данных, которые включают в себя огромный кластер (информацию о сотрудниках, клиентах, контрагентах), с использованием таких систем, как ERP, CRM, бухгалтерские, коммуникационные (например, адресные книги) и т. п. Как известно, персональными считаются данные, которые позволяют однозначно определить физическое лицо и получить какую-либо с ним связанную информацию. Соответственно, их защита, обработка и хранение — одни из первоочередных задач компании. В России данные активности регулируются соответствующими законами.
Законы о персональных данных
Начнем с Федерального закона от 27 июля 2006 г. №
Как показывает практика, многие компании в рамках данного закона столкнулись с рядом проблем и затруднений. Во-первых, зачастую специалисты организации самостоятельно не могут выбрать подходящий им УЗ. Во-вторых, систему защиты необходимо своевременно обновлять и поддерживать в актуальном состоянии. В-третьих, изменения законодательства, информационных сервисов и инфраструктуры для обработки персональных данных в целом требуют от организации актуализации систем защиты. Последние два пункта, конечно же, требуют существенных затрат на реализацию.
Теперь перейдем к Федеральному закону от 21 июля 2014 г. №
В последнее время ощутимо усиливается контроль за соблюдением требований законов по защите персональных данных. И это касается всех компаний, независимо от их величины. Возьмем, к примеру, недавний скандал с закрытием бизнес-платформы LinkedIn. Роскомнадзор потребовал закрыть сеть, т. к. ее владельцы до сих пор не перенесли свои серверы в Россию, а она собирает и хранит информацию о пользователях без их на то согласия.
Адаптация рынка ИТ-услуг к законодательству, плюсы и минусы закона
Для многих операторов год действия закона вылился в дополнительные вложения в миграцию ИТ-сервисов, обрабатывающих персональные данные, на территорию РФ. Для кого-то это оказалось не сложной и не дорогостоящей задачей, от других же это потребовало крупных затрат — к примеру, для компаний, вложивших большие деньги в создание центров обработки данных за границей.
На сервис-провайдерах, в первую очередь, облачных, год действия закона сказался положительно — даже заметен рост спроса на их услуги. Актуальность темы защиты персональных данных подтолкнула провайдеров к более пристальному вниманию к вопросам информационной безопасности в целом, а не только в разрезе защиты персональных данных. При этом многие компании не остановились на достигнутом и стали добавлять в свои пакеты услуг как выполнение требований по защите персональных данных, так и реализацию требований других законов и стандартов, в том числе и международных.
И как показывает практика, сервисная и арендная модели ИТ позволяют существенно экономить при реализации требований законодательства по защите персональных данных. Для сравнения, внедрение сервиса в офисе стоит от 1 млн. руб., а в облаке — от 10 тыс. руб. в месяц, или от 120 тыс. руб. в год. Таким образом, максимальный экономический эффект удается получить при использовании облачных сервисов, которые позволяют снизить расходы на защиту персональных данных более чем в 10 раз.
Автор статьи — директор по работе с партнерами компании «Облакотека».