Рынок решений на когнитивной платформе IBM Watson в России пока не сложился, хотя ряд отечественных компаний (конкретные имена не называются) уже приступили к их тестированию. Об этом на прошедшей в Москве конференции IBM Solutions Connect 2016 сообщил генеральный директор представительства IBM в России и странах СНГ Андрей Филатов. Впрочем, как выяснилось, указанная инновационная технология нашла коммерческое применение пока что только в 25 странах и 17 отраслях. В России в настоящее время IBM формирует партнерскую сеть, способную внедрять и поддерживать системы такого рода.
Платформа Watson, позволяющая вести содержательное общение с информационной системой на естественном языке, локализована сегодня на восьми языках, в числе которых русского пока нет. По словам Андрея Филатова, работы по локализации могут начаться в течение ближайших двух лет, но конкретные сроки в существенной степени зависят от появления реальных заказчиков и работающих с ними партнеров. Однако для многих задач подобная локализация не критична, поскольку на ограниченном словаре предметной области систему можно обучить и на русском языке.
Иллюстрацией этому может служить демонстрационное приложение «IBM Watson для ТЭК», показанное менеджером IBM по работе с стратегическими клиентами из нефтегазового сектора Олегом Белоусовым. После формального распознавания речевого вопроса, выполненного внешним Open Source-приложением, его содержательный анализ и поиск релевантного ответа осуществляет Watson. При этом ответ готовится на основе всех имеющихся в распоряжении компании данных, а также построенных на их основе отчетов, таблиц и графиков, и не сводится к стандартному полнотекстовому поиску по индексу. В ходе демонстрации приложение на каждый вопрос давало единственный ответ, однако, по словам Олега Белоусова, возможны и более сложные диалоги с последовательным уточнением и дополнением вопросов и ответов.
Андрей Филатов подчеркнул, что Watson — это не компьютер с установленной программой, а целый набор технологий, таких как Watson Explorer, Watson Discovery, Watson Engagement Advisor и Watson Developer Cloud on Bluemix. Последняя позволяет заказчикам развернуть требуемую конфигурацию на облаке IBM Bluemix и использовать ее в форме облачного сервиса. В качестве примера подобного сервиса Андрей Филатов назвал популярную у американских фермеров облачную услугу, дающую подписчикам рекомендации для конкретного местоположения по тем или иным агротехническим мероприятиям для разных культур в зависимости от долгосрочных прогнозов погоды. Думается, размещение сервиса Watson в зарубежном ЦОДе IBM может, в силу жесткого регулирования процедур работы с персональными данными в нашей стране, стать источником проблем для определенных российских организаций, например, из отрасли здравоохранения.