Одним из преимуществ использования облачных технологий является гибкость предоставляемых услуг заказчику. Да, заказчик может добиться определенной гибкости и сам, используя виртуализацию. Запустить на одном физическом сервере несколько виртуальных машин и менять их конфигурации. Или даже управлять из среды виртуализации несколькими физическими серверами.
Но облачный провайдер может предложить более гибкое решение, предоставляя пул своих сконфигурированных вычислительных ресурсов по требованию. При этом потребители могут значительно снизить свои расходы на ИТ-инфраструктуру и гибко реагировать на изменение своих потребностей, используя эластичность облачных услуг, которые легко могут быть расширены или сужены. Все это еще раз продемонстрировали 30 ноября облачные провайдеры и их клиенты, рассказавшие о своем опыте на Russian Information Service Summit (RISS) 2016.
Проблема выбора — делать свою ИТ-инфраструктуру или пользоваться услугами облачного провайдера была, есть и будет. Провайдер уверен, что за счет своей компетенции может предложить более гибкое решение, которое заказчику самому сделать может оказаться трудно в силу отсутствия высококвалифицированных специалистов по новым технологиям, долго и затратно. Кроме того, онпремис-решение может оказаться недостаточно гибким, чтобы оперативно адаптироваться под изменяющиеся потребности бизнеса: либо ресурсы будут простаивать, либо их будет не хватать. Не говоря уже о необходимости будущих инвестиций в развитие и обновление «железа» и софта.
Все это понимают и заказчики. Так, директор по ИТ Inventive Retail Group Евгений Бахин считает, что использование услуг облачных провайдеров «позволяет минимизировать риск ошибки на этапе пилота системы, когда непонятно, как поведет себя система под нагрузкой. А функция масштабируемости на больших проектах избавляет заказчика от головной боли и ненужных ошибок, которые дорого стоят».
Inventive Retail Group — группа компаний, ориентированная на развитие розничных сетей в России и Европе таких известных брендов как Apple, Samsung, Sony, Nike, Lego. Это очень большая и территориально распределенная компания: 2300 сотрудников, 330 точек продаж в 36 городах России.
Самый высоконагруженный ее процесс — расчет распределения товаров по магазинам, который строится по статистике продаж. Такой расчет по 30 тыс. позиций производится каждый день. И такой расчет должен укладываться в
Розница — очень зависимый от ИТ бизнес, особенно в последнее время, в связи с тенденциями резервирования и покупок товаров в режиме онлайн. Компания использует модель омниканальности, которая подразумевает, что покупатель может выбрать наиболее удобный для него способ покупки. Он может сделать и оплатить заказ онлайн, может его зарезервировать, чтобы ему доставили его домой с последующей оплатой. И весь этот бизнес сильно зависит от доступности ИТ-платформы.
В 2012 г., когда встал вопрос о замене платформы бизнес-процессов, компания, чтобы не раздувать штат сотрудников и не изобретать велосипед, пошла по пути использования облачных технологий. Требовался облачный провайдер с высоким уровнем доступности, предоставляющий необходимые сервисы и сертифицированный SAP. Проведя обзор рынка, в Inventive Retail Group остановились на компании «Онланта» (ГК ЛАНИТ).
Руководитель направления облачных сервисов «Онланты» Олег Коновалов пояснил, что высокий уровень доступности сервисов Oncloud.ru обеспечивается архитектурно. Решение размещено в двух коммерческих ЦОДах, между которыми организован географически распределенный кластер на базе решений VMware. Используется Hi-End-оборудование, сертифицированное под решения SAP. Есть защищенный контур, сертифицированный по защите персональных данных по требованиям ФСТЭК, где можно размещать данные вплоть до класса К1. Используются несколько интернет-провайдеров. Между собой ЦОДы соединены «темной» оптикой.
«В отличии от многих конкурентов, которые меряют только доступность среды виртуализации или говорят о доступности ЦОДа по Tier 3, мы используем интегральные показатели, которые меряют доступность не только виртуальной среды, но и СХД, и сети передачи данных, — сказал Олег Коновалов. — И если происходит деградация дисковой системы, то заказчик вправе рассчитывать на штрафные санкции».
Несмотря на высокие показатели доступности облачного провайдера, у Inventive Retail Group были простои, самый длительный из которых составлял около двух часов, что было критично для бизнеса. Но, как пояснил Евгений Бахин, это было в самом начале, когда система еще обкатывалась, и было связано с вносимыми в нее изменениями. Штрафные санкции были учтены в расчетах с облачным провайдером, но они были небольшими и не превышали ежемесячного платежа, что, в общем, сейчас является обычной практикой.
В целом заказчик остался доволен принятым решением о переходе на работу с облачным провайдером. На первом этапе Inventive Retail Group разместила в облаке Oncloud.ru систему SAP for Retail, обеспечивающую оптимизацию работы с ассортиментом розничных магазинов, и программные решения для розничной торговли, позволяющие планировать, моделировать и вести оперативный учет всех операций закупок и логистики.
Попробовав и поняв, что облако — это совсем не страшно, компания стала размещать в облаке и другие свои дополнительные сервисы, такие как телефонию, почту и документооборот.