Исследовательская компания Deloitte провела глобальный опрос среди CIO предприятий с целью выявить основные приоритеты и стратегии, которые потребуются компаниям для достижения успеха в следующем году. Всего в опросе взяло участие 1217 ИТ-руководителей. В своём отчёте Deloitte говорит о смещении бизнес-приоритетов из плоскости «эффективности бизнеса» в сторону «потребностей клиентов»: такую позицию заняло 57% CIO, тогда как годом ранее их было 45%. В разбивке по отраслям наблюдается тот же результат — основное число респондентов желают видеть их клиенториентированными (80%).
Однако пока большинство ИТ-служб не сфокусированы на работе с клиентами: только 45% ИТ-директоров рассказали, что их отделы участвуют в обслуживании клиентов, ещё 28% опрошенных оценивают уровень участия своих сотрудников в цифровой жизни предприятия на уровне ниже среднего. В исследовании Deloitte отмечается возрастающая роль ИТ-подразделений в бизнес-процессах предприятий: 57% компаний рассчитывают, что именно они станут «поводырями» для бизнеса, приведя его к бизнес-инновациям и созданию новых продуктов и услуг. Примерно такой же процент респондентов отмечает, что их предприятия предпочитают консервативный путь развития или же пока что лишь намечают приоритеты.
Авторы опроса отмечают, что хочет этого кто-то или нет, но ИТ-директорам придётся покинуть свои кабинеты и присмотреться к тому, как их решения работают у клиентов на местах. Таким образом, CIO потребуется больше узнать клиента, проникнуться его потребностями, изучить привычки и предпочтения. Авторы исследования Стивен Мерсер и Марк Лилли приводят ряд выводов, которые в следующем году могут оказаться полезными ИТ-директорам компаний:
Пытайтесь выработать стратегию взаимодействия. Эксперты советуют «подобрать ключи» к существующей на предприятии бизнес-стратегии и преследуемым целям. «Три четверти CIO сказали нам, что эта стратегия приносит результат. Но, конечно, перебарщивать с этим не стоит, иначе вы превратитесь в приспособленца, тогда как внештатные ситуации требуют от вас принятия радикальных мер, выходящих за рамки стратегии предприятия». В докладе говорится, что только 5% CIO готовы примерить на себя эту роль.
Настройтесь на последовательность в достижении результатов. Выполнение поставленных задач — это то, на чём акцентируют внимание 55% респондентов. При этом они имеют ввиду не просто выполнение рутинных задач, но разработку высококачественного и защищённого софта в пределах выделенных бюджетов. Только 21% CIO признали, что создаваемый их подразделениями софт является ключевым компонентом для реализации проектов компании.
Разработка стратегии. 50% ИТ-директоров выражают согласие с тем, что выработка видения и стратегии представляется существенным компонентом для успешной работы компании, при этом каждый третий из этого числа сказал, что его компания не уделяет должного внимания планированию либо она вообще не применяется. Deloitte советует не пренебрегать опытом, полученным на прошлых ошибках, и учитывать его в планировании — изменения в цифровой экономике происходят быстро, и ваши конкуренты могут приспособиться к ним быстрее вас.
Готовность к развитию инноваций. По меньшей мере 47% опрошенных ИТ-директоров признались, что нешаблонность мышления и готовность к внедрению новинок являются необходимым условием на пути к достижению результатов. Однако 43% сказали, что они не наблюдают каких-либо признаков инновационности в своих организациях либо она находится в зачаточном состоянии. Исследователи делают вывод: техническая революция не отставляет места для медленных бизнес-реакций, если ИТ-руководители этого не понимают — они совершают ошибку.
Воспитание талантов и корпоративная культура. 45% CIO говорят о важной роли в жизни любой компании талантливых сотрудников. Очевидно, для их появления нужно создать условия. Многие ИТ-директора в ходе опроса пожаловались, что постоянно сталкиваются с бездарными сотрудниками, которые не хотят развиваться, принимают неправильные решения и, как следствие, порождают конфликтные ситуации, не лучшим образом влияющие на рабочую обстановку.
Тем временем другие не сидят сложа руки и активно ищут способы для создания комфортной среды, требуемой для налаживания рабочих процессов. Авторы опроса говорят, что некоторым из CIO приходится прибегать к кардинальным методам, трансформируя прижившуюся субкультуру предприятий. Впрочем, универсального совета для выстраивания корпоративной культуры не существует, но важно, чтобы она мотивировала, поддерживала и привлекала технических специалистов. Одним из примеров такой культуры являются стартапы. Вопрос только в том — подходит ли она вашей компании?
Помимо опрошенных ИТ-директоров своими советами поделились и авторы опроса:
Соблюдайте прозрачность и простоту общения. Установите точные и понятные цели для вашего бизнеса и четко сформулируйте, как их достигнуть. Они не должны быть постоянно меняющимися или сложными для понимания; воспринимайте цель как простое выражение намерения и запомните: чем проще цель, тем она лучше превращается в боевой клич, который позовёт ваших сотрудников для покорения бизнес-вершин.
Налаживайте связи и партнёрские отношения. ИТ-директорам следует поддерживать отношения с ключевыми заинтересованными сторонами. В их число входят не только сотрудники компании и ваши непосредственные подчинённые, но и третьи стороны. Установив доверительные отношения с конкурирующими компаниями, вы сможете набраться у них опыта, а также делиться своим.
Инвестируйте в таланты. Даже самый талантливый руководитель не сможет руководить в одиночку. Наследие играет фундаментальную роль в бизнесе. Нужно по возможности взрастить талантливую команду или просто обучить способных сотрудников, на которых можно положиться.
Подумайте о дигитализации. Пожалуй, это уже неотъемлемый компонент успешного бизнеса. Взаимодействуйте на вертикальном уровне, ищите пути, чтобы определить, в каком контексте «цифра» может применяться в вашем бизнесе.