Наверное, не будет ошибкой сказать, что одним из трендов второго десятилетия нынешнего столетия на российском ИТ-рынке является активное продвижение ИТ в реальную экономику, т. е. в сферу материального производства. Причем речь идет не только об автоматизации общего управления, а об использовании ИТ именно в основной деятельности предприятий. Важным позитивным фактором такого процесса стало появление отечественных ИТ-решений, которые, обеспечивая нужный уровень технических требований, позволили существенно снизить ценовую планку и затраты на их внедрение. О том, как это выглядит на практике, начальник управления по ИТ ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск, Ярославская область) Александр Громцев рассказал обозревателю PC Week Андрею Колесову.
PC Week: Давайте сначала познакомимся с вашим предприятием. Чем оно занимается и какова роль ИТ в его деятельности?
Александр Громцев: Наш завод был создан в 1930 г. и с тех пор выпустил свыше 30 тыс. кораблей различных типов. Мы специализируемся на средне- и малотоннажных морских и речных судах и катерах военного и гражданского назначения. За последние 40 лет более 1800 катеров было поставлено в 29 стран Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки. Завод серийно производит боевые ракетные и патрульные катера нового поколения, скоростные поисково-спасательные, пожарные, гидрографические, рыболовные, буксирные и другие специализированные суда, обеспечивая гарантийное и сервисное обслуживание выпускаемой продукции.
Ниша в судостроении, которую занимает завод, не ориентирована на широкий охват клиентов. Предприятие знает, кто его потенциальный клиент и чаще работает с ним напрямую. Вполне понятно, что повышение эффективности работы завода связано с повышением эффективности производства конечного изделия, но тут есть очень важный момент — ключевым является сокращение срока реализации проекта (от поступления заказа до сдачи продукта заказчику), что в том числе достигается улучшением взаимосвязи проектно-конструкторских работ.
Например, важный этап реализации проекта — расчет себестоимости, которая лежит в основе определения конечной цены заказанного изделия. Раньше этот процесс занимал месяцы, с внедрением же информационной системы калькуляция цены заказа занимает несколько дней. Примерно такие же улучшения произошли с еще более сложными этапами, в частности подготовки производства. Ранее на технологическую подготовку производства уходили десятки месяцев, теперь это десятки недель. Сейчас одновременно строятся несколько судов по разным проектам, раньше параллельно делалось три-четыре проекта. Качественно улучшились все показатели службы материально-технического снабжения, в том числе по срокам выполнения заданий и по уменьшению складских запасов (например, сокращение количества «неликвидов», исключение пересортицы). Оптимизировано управление дебиторской задолженностью. Без автоматизации такие улучшения были бы невозможны.
PC Week: В чем заключается специфика судостроения как производственной деятельности?
А. Г.: В моем представлении, судостроение — это некий сплав машиностроения и строительства. Практически все существующие системы автоматизации бизнес-процессов для нашей отрасли рассматривают судостроительное производство как верфь, где происходит сборка судна из получаемых от поставщиков сборочных комплектов. При этом эти системы слабо отслеживают связь с конструкторскими и технологическими особенностями изделия.
Надо уточнить, что наше предприятие занимается производством средне- и малотоннажных судов. Это уже само по себе означает, что речь идет о достаточно широком ассортименте продукции в отличие от крупнотоннажных судов, где количество типов существенно меньше. И хотя у нас тоже есть понятие серии, но это все же не массовое серийное производство автомобилей, где, кстати, спектр продукции в рамках одного завода совсем небольшой.
Логика реализации серии выглядит так. Сначала разрабатывается проект (упрощенно — документация), по которому выполняется головной заказ, создается головное изделие. Потом выпускаются последующие изделия серии. Но серийный продукт — это не просто тиражирование головного экземпляра, чаще всего это несколько измененный, доработанный проект, в том числе с учетом опыта эксплуатации головного (точнее даже — каждого предыдущего продукта серии). То есть в судостроении нет такого, как в серийном автомобилестроении, когда однократно создается документация, готовится производство, а потом по ним массово «штампуется» продукция (конечно, я тут упрощаю модель автомобилестроения — там тоже проект и производство постоянно меняются, но не в таких масштабах, как у нас). У нас же — почти любой заказ связан в той или иной степени с внесением изменений в проект, в подготовку производства, в расчет себестоимости.
Но, конечно, самыми сложными в судостроении являются головные заказы. Проекты сильно дорабатываются и модернизируются, соответственно и конструкторская документация модифицируется, причем весь этот процесс достаточно сильно растянут по времени. Технологическая документация по ним составляется заново, и это требует огромных усилий всех служб завода, создаются и модернизируются технологии строительства, производится новая оснастка, корректируются нормы. Кроме того, существенная часть объемов производства приходится на госзаказ и попадает под требования
PC Week: За счет чего удается радикально улучшить работу судостроительного предприятия типа вашего?
А. Г.: За счет широкого использования ИТ для автоматизации всего жизненного цикла производства с использованием современных компьютерных средств, причем в основном — отечественных.
Если охарактеризовать в целом качественные изменения на нашем предприятии за последние шесть-семь лет, то, наверное, можно сказать так: был выполнен переход от бумажной документации (конструкторской, учетной, распорядительной) с фрагментарным использования унаследованных ИТ-средств (Excel и приложения, написанные еще на FoxPro) к применению комплексных ИТ-систем с переводом существенной части документов в электронный вид. За это время было внедрено ряд серьезных программных продуктов, среди которых стратегическую роль играют решения компаний «Аскон» («ЛОЦМАН:PLM», «КОМПАС-3D»), «1C» ( «1С: Управление производственным предприятием 8.3», «1С: Документооборот КОРП», «1С: ГМЗ») и AVEVA (AVEVA Marine, AVEVA Mars). Продукты первой компании решают общие задачи проектирования и управления жизненным циклом изделий, продукты «1С» — управление деятельностью завода в целом, включая все этапы и составные части производства, британской AVEVA — специализированные задачи проектирования объектов судостроения.
PC Week: Чем определялся выбор продуктов российских разработчиков, при том что наверняка вы смотрели и предложения зарубежных поставщиков, которые считаются мировыми лидерами?
А. Г.: На такой выбор повлиял целый ряд факторов. Разумеется, важным аспектом является цена вопроса, аналогичные зарубежные продукты стоят значительно дороже. А ведь процесс ИТ-трансформации предприятия начинался в
Мы с самого начала знали, что по ходу внедрения нам придется дорабатывать в той или иной мере исходные продукты, и тут важным для нас было не только то, что «1С», скажем, является отечественной компанией, но и возможность выбора среди компаний-внедренцев, наличие специалистов на рынке. Да и у нас самих уже был опыт работы с продуктами фирмы, в частности с их бухгалтерским ПО. К тому же мы видели, что компания очень динамично развивает линейку своих продуктов, быстро появляется новый функционал. В частности, в начале 2013 г. мы внедрили у себя недавно появившееся решение «1С:Консолидация» при переходе на отчетность МФСО, а этом году — «1С:ITIL» для управления ИТ-службами предприятия.
Короче говоря, мы уверены, что не ошиблись в выборе стратегических ИТ-партнеров, а последовавший потом разворот всей страны в сторону импортозамещения только подтвердил нашу правоту.
PC Week: Вы начали внедрение «1С:УПП», когда уже было известно о том, что «1С» создает версию 2.0, которая потом появилась под названием «1С:ERP»? Не было ли у вас желания перейти на более новую систему, и нет ли таких планов на будущее?
А. Г.: Наверное, такой переход будет выполнен когда-нибудь, но пока у нас нет таких планов. Но мы, конечно, имеем в виду возможности модернизации нашей ИТ-системы и внимательно следим за развитием продукта «1С:ERP». Функционал «1С:УПП» устраивал нас тогда и в целом устраивает сейчас, к тому же к моменту его внедрения у нас продукт был вполне зрелым, проверенным на практике. А «1С:ERP» — это все же не просто расширение «1С:УПП», а в существенной мере другая архитектура. То есть речь должна была идти не о простом обновлении, а о смене платформы со всеми вытекающими отсюда затратами и рисками. Принципиальным моментом было еще и то, что «1С:ERP» пошло в направлении автоматизации задач машиностроения, а, как я уже говорил, судостроение имеет свою специфику. Даже версия «1С:ERP» 2.2 не ложится бесшовно на наше производство. Насколько я знаю, «1С» обещает расширять возможности своего продукта с учетом требований разных отраслей, надеюсь, в будущем появятся версии, которые нам будут лучше подходить.
PC Week: Каков масштаб внедрения «1С:УПП», на какой базовой платформе у вас работает это решение?
А. Г.: Сейчас у нас под ней задействовано около 300 рабочих мест. Конфигурации "1С: УПП 8.3","1С: Документооборот КОРП" и «1С: ГМЗ» развернуты на серверах Dell. Операционная система — Microsoft Windows 2012 R2, СУБД — Microsoft SQL Server 2014.
PC Week: У вашего завода есть подразделения в Москве, Питере, Севастополе. Как реализовано их ИТ-обеспечение? Развернуты локальные системы?
А. Г.: Нет, используется система, развернутая в Рыбинске. Для предоставления доступа к информационной системе предприятия из филиалов, находящихся в разных регионах, мы используем архитектуру удалённых рабочих столов.
PC Week: Как вы реализуете ИТ-проекты: собственными силами или привлекаете внешних исполнителей?
А. Г.: Используются разные варианты, но для внедрения мы обычно привлекаем внешние компании, хотя и при нашем плотном участии, а эксплуатацию и сопровождение выполняем собственными силами. Но внедренцы всегда наши, местные, рыбинские. Я считают, что залог успешного внедрения — понимание требований заказчика, а для этого нужно быть с ним в одной лодке.
Конечно, определенные трудности с ИТ-кадрами всегда есть, но в целом ситуация тут вполне нормальная. Более серьезной проблемой для Рыбинска является отсутствие на рынке труда судостроителей. Ярославские и рыбинские вузы выпускали и выпускают ежегодно большое количество инженеров (конструкторов и технологов), но все они машиностроители. Адаптация же машиностроителя в судостроителя, по мнению специалистов завода, занимает до семи лет. Сейчас на предприятии действует программа получения профильного образования совместно с Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева. 26 работников предприятия пройдут подготовку по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Но опять же, я думаю, что внедрение ИТ помогает в существенной мере решить и вопрос воспитания квалифицированных судостроителей.
PC Week: В этом году вы внедрили «1С:ITIL». Дело дошло до автоматизации автоматизаторов?
А. Г.: Именно так, хотя и не совсем. Дело не в том, что автоматизация ИТ-службы была
PC Week: Каковы ваши планы развития в ИТ-сфере? Нет ли идеи по использованию ITIL-решения не только для ИТ-услуг, но и для управления другими делами?
А. Г.: Эта идея лежит на поверхности для меня, как руководителя ИТ-службы, а вот с внедрением в других подразделениях нужно готовить почву, рассказывать и показывать. Но я думаю, что уже в 2017 г. мы перейдем от обсуждений к конкретным делам. Еще нам очень хотелось бы интегрировать ITIL с существующей телефонной сетью. Проблема в том, что мы сейчас используем конфигурацию «Стандарт», а для полноценной реализации нужен переход на другую версию продукта.
PC Week: Спасибо за беседу.