Технологии обработки больших данных и облачных услуг в России довольно успешно развиваются и давно перешли из разряда технической экзотики в плоскость практического использования. Об этом шла речь на конференции «Cloud Services & Big Data: технологии для бизнеса», которая прошла в Москве в декабре. Новые решения на основе облачных сервисов и больших данных уже находят применение в банковской сфере, телекоме, энергетике и некоторых других отраслях экономики.
Следует отметить, что рынок облачных услуг в России еще невелик и по масштабам меньше 1% от мирового. Этот рынок пока незрелый, он только формируется. По прогнозу «ТМТ Консалтинг», его объем в 2016 г. составит 20,5 млрд. долл., а темпы роста — порядка 30% в год. Так что пока он развивается быстрее мирового.
«Телекоммуникационные операторы уже достаточно спокойно относятся к этому направлению бизнеса, учатся использовать его возможности и стараются не нарушать законодательство», — отметил Константин Анкилов, гендиректор «ТМТ Консалтинг».
Крупнейший сегмент рынка облачных услуг (68% рынка) — это SaaS (ПО как услуга. Он характеризуется объемом 13,9 млрд. руб. в 2016 г. и ростом 29% к предыдущему году. Наиболее популярные SaaS-продукты — ПО для ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, сервисы для электронных торгов, CRM, средства для коммуникации и совместной работы.
Основной спрос на SaaS формирует сектор среднего и малого бизнеса (СМБ). С другой стороны, в сегменте IaaS (инфраструктура как сервис) спрос на услуги хранения данных формируют крупные предприятия с высоким уровнем зрелости ИТ-процессов. Рынок IaaS в 2016 г. оценивается «ТМТ Консалтинг» на уровне 4,3 млрд. руб. (рост к предыдущему году на 30%).
Переход на облачные решения стимулируется не только их ценовыми характеристиками. По исследованиям Forrester Research, основными драйверами использования облачных сервисов являются скорость и инновации, включая ускоренную разработку и внедрение ПО; частые и автоматически накатываемые обновления, расширяющие функциональность бизнес-приложений.
Кроме того, наличие единой версии ПО облегчает совместную работу не только между сотрудниками компании, но и между партнерами, клиентами, объектами. Появляется возможность обмениваться лучшими практиками, даже торговать кастомизированными настройками, отражающими эти практики.
Также отмечается новый уровень гибкости (эластичности) за счет адаптации объема инвестиций к флуктуациям выручки и другим показателям бизнеса. Легко включать в работу новые группы и подразделения на проектной основе в рамках полугодовых и даже квартальных заданий. А у бизнес-пользователей появляется возможность напрямую участвовать в решении относительно применяемой технологии.
Облачные решения выглядят весьма привлекательно и с точки зрения снижения издержек на получение лицензий и обучение, на поддержку и масштабирование количества пользователей, на поддержание свободных мощностей. Для них характерно уменьшение времени, необходимого на начало работы в системе, и увеличение продуктивности ее использования.
Отдавая должное достоинствам облачных технологий, Александр Савчук, гендиректор «Коминфо Консалтинг», склонен считать их лишь частью цифровизации бизнес-процессов. Сейчас только 15% всех бизнес-процессов могут быть эффективно автоматизированы классическими АСУ, отмечает он. Все остальное должно быть решено за счет элементов цифрового бизнеса.
И далее: порядка 48% прироста ИТ-услуг в период 2014 —2019 гг. связано с развитием Digital Business. По оценке Gartner, к 2018 г. тем компаниям, которые перейдут на цифровые технологии ведения бизнеса, понадобится на 50% меньше традиционных рабочих мест и на 500% больше цифровых рабочих мест.
Возвращаясь к облачной тематике и обработке больших данных, нельзя не отметить те доклады, где прозвучали сведения о конкретных решениях на основе Cloud Services & Big Data. Они относятся к разработкам нефтяных месторождений, банковской сфере, рекламному бизнесу, розничной торговле, телекоммуникациям и некоторым другим отраслям экономики.
Технологии Big Data добрались до нефтедобычи и неплохо там себя показали. Так, созданная Nest Lab программа позволяет уменьшить время принятия решения по скважине до одних суток, увеличить добычу на старых скважинах до 70%. А экономический эффект от применения роботизированной разработки нефтяных месторождений составляет до 30 млн. руб. на каждой скважине.
В банковской сфере получено немало обнадеживающих результатов от применения технологий Big Data. «СберТех», дочернее предприятие Сбербанка, разработало на этой основе ряд аналитических решений: оптимизация остатков наличности в отделениях и банкоматах, оптимизация использования офисных площадей, модель вероятного отклика клиента на продукт, модель поломок банкоматов и т. д.
Сбербанк — крупное учреждение, которое обслуживает 100 млн. клиентов и где трудится около 200 тыс. человек. ИТ-решения положительно отражаются на работе банка. Например, экономический эффект от оптимизации остатков наличности составил 9,5 млрд. руб., от оптимизации использования офисных площадей — 5,2 млрд. руб.
Если говорить о ритейле, то в этой области государство последовательно получает новые возможности контроля. С 2005 г. в стране внедряется Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), предназначенная для контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Ряд звеньев ЕГАИС реализован с использованием облачных технологий. «С августа введена маркировка для изделий из меха (ШУБАИС), — рассказал Олег Алексеев, сооснователь и СТО облачного сервиса для управления торговлей „МойСклад“. — В 2017 г. опыт будет расширен на рынок лекарств, далее — обувь и одежда». В результате и бизнес должен стать более прозрачным, и проверки менее затратными, и покупатели смогут проверять чеки с помощью мобильного приложения.
В общем, использование современных технологий Big Data и Cloud Services позволяет компаниям создавать новые продукты и решения, улучшать качество предлагаемых услуг, увеличивать прибыль и снижать издержки. И масштабы применения облачных технологий и больших данных с каждым годом расширяются и охватывают все большее число компаний из различных секторов экономики.