Новое поколение ПО призвано вдохнуть новые силы в прошлые решения и оцифровать повторяющиеся, рутинные, скучные и неинтересные задачи.
В одном недавнем объявлении о вакансии в компании, оказывающей профессиональные услуги, содержалось следующее интересное описание: «Аналитик по роботизации процессов (RPA). Основные обязанности: работа с бизнес-группами по упрощению и усовершенствованию операций посредством анализа действующих процессов и создания целостных проектных решений по автоматизации... Работа с лицами, ответственными за процессы, со специалистами по этим процессам и с технологическими группами по анализу и оценке возможностей автоматизации... Документирование бизнес-требований, процессов и рабочих инструкций... Работа в качестве советника или бизнес-консультанта и рекомендации по усовершенствованиям в автоматизации процессов. Автоматизация посредством ПО RPA в соответствии с бизнес-требованиями, практикой использования приложений и передовым отраслевым опытом...».
Итак, перед нами понятие RPA и целый набор связанных с ним новых рабочих функций. Что же означает эта вещь со странным названием?
Не вздумайте себе вообразить человекоподобных роботов, сидящих за терминалами или ведущих канцелярскую работу. Речь в основном идет о ПО, незаметно выполняющем нужную работу. Представители McKinsey недавно побеседовали с Лесли Уилкоксом, профессором по технологии, труду и глобализации в департаменте управления Лондонской школы экономики, о том, что собой представляет RPA и какую роль она будут играть в выполнении административных и бэкофисных задач.
Не волнуйтесь, что RPA приведет к сокращению рабочих мест — она означает повышение рабочих ролей и, возможно, даже приведет к снижению нагрузки, пояснил Уилкокс. «Средний работник умственного труда, занятый в бэкофисе, выполняет много повторяющихся рутинных задач, скучных и неинтересных, — говорит он. — RPA представляет собой тип ПО, которое имитирует деятельность человека, занимающегося выполнением задач внутри процесса. Это ПО может делать повторяющиеся вещи гораздо быстрее, точнее и неутомимее, чем люди, высвобождая их силы на другие задачи, требующие человеческих качеств, таких как способности понимать эмоции, рассуждать, давать оценки и взаимодействовать с клиентом».
По оценкам Transparency Market Research, рынок ИТ-автоматизации роботами с 2016 до 2024 гг. будет расти с годовыми темпами 47%. TMR определила ключевых поставщиков на этом рынке: Blue Prism, Be Informed, Appian, IPSoft, Tata Consultancy Services, Infosys, Cognizant Technology Solutions, Atos, Capgemini, Genfour, Genpact, Automation Anywhere, Sutherland Global Services и UiPath.
Уилкокс выделяет четыре класса RPA-решений:
- ПО с высокой степенью кастомизации, работающее лишь с определенными типами процесса, скажем, в сфере бухучета и финансов.
- Скрейпинг (считывание) данных с экрана или веб-страниц. Пользователь может собирать данные, синтезировать их и помещать в какой-нибудь тип документов на настольном ПК. Вы можете этот процесс максимально автоматизировать.
- Самостоятельно разработанные комплекты инструментов, когда предоставляется шаблон, а специалисты по программированию конструируют роботов. Такое решение обычно настроено для нужд конкретной организации.
- Отработанное и проверенное корпоративное ПО, которое можно масштабировать и повторно использовать.
RPA в первую очередь принесет явную пользу организациям, нуждающимся в точном соблюдении нормативных требований, например, в сфере финансового обслуживания. Такие компании осознают, что «эта автоматизация является дешевым и быстрым способом решения проблем соответствия стандартам». Другой очевидной сферой быстрого внедрения является роботизированное обслуживание клиентов, которое позволит автоматически решать рутинные вопросы и освободить персонал для задач более высокого уровня или большей сложности.
По словам Уилкокса, работники тоже положительно относятся к RPA. «Люди приветствуют эту технологию, потому что ненавидят задачи, с которыми теперь справляются машины, и это освобождает их от растущего напряжения на работе, — говорит он. — Все опрошенные нами организации отмечали, что имеют дело с возрастанием рабочих нагрузок. Думаю, объемы работ растут в экспоненциальной степени, поскольку экспоненциально разрастаются данные — ежегодно на 50%. Также сильно растут требования аудита и бюрократия. Автоматизация нужна хотя бы для того, чтобы облегчить стрессы, которые создаются в организациях».
Можно спросить, чем RPA отличается от других волн автоматизации, которые пробегали по организациям в последние три десятилетия? Например, обработка событий, которая появилась в середине
Однако автоматизировать можно не всякий процесс, предупреждает Уилкокс. Например, невозможно автоматически структурировать данные. Обработка исключений тоже такая вещь, с которой RPA сможет справляться автоматически только в будущем.
Внедрение RPA, говорит Уилкокс, требует такой же заботливости, как и любая другая крупная ИТ-инициатива. Заручитесь организационной поддержкой вашего высшего руководства и обратите внимание на перемены в требованиях к управлению. Людей можно не увольнять, но многие рабочие функции внутри предприятия будут существенно меняться.