Результаты работы российской софтверной отрасли в уходящем году и перспективы в наступающем — с такой традиционной темой ассоциация «Руссофт» провела в декабре встречу журналистов с представителями ряда ведущих отечественных ИТ-компаний. В соответствии с основной направленностью деятельности «Руссофт» речь шла в основном об экспортно-ориентированных направлениях бизнеса, но, как подчеркнул президент ассоциации Валентин Макаров, их нужно рассматривать в контексте общей ситуации в софтверной отрасли, поскольку все виды ИТ-деятельности тесно связаны между собой.
По его мнению, прошедший год подтвердил характерную черту российского софтверного бизнеса: в трудных экономических условиях экспортные продажи программных продуктов и услуг достаточно уверенно растут даже на фоне стагнации внутреннего рынка. Это было хорошо видно на примере кризиса 2008-2010 гг. и подтверждается ситуацией последних трех лет, причем даже при наличии ряда такого неблагоприятного фактора (которого не было в случае предыдущих экономических катаклизмов), как осложнение международных отношений. В подтверждение этих слов глава «Руссофт» привел данные опубликованного ежегодного отчета «Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения в 2016 году»: если продажи российского ПО внутри страны в
Особенностью нынешнего кризиса является его затяжной характер, и это во многом определяет еще одну новую тенденцию последних лет: экспортное направление активно начинают развивать и разработчики, которые ранее ориентировались исключительно на внутренний рынок. Такой тренд был отмечен еще в 2015 г., и он усилился в
Важным фактором функционирования российского ИТ-рынка в целом в 2016 г. был общегосударственный курс на импортозамещение. «Говорить о реальных результатах этой стратегии пока еще сложно, — отметил Валентин Макаров. — Но при этом уже сейчас можно говорить о растущем понимании на правительственном уровне того, что успешное развитие сферы высоких технологий с ориентацией только на внутренний рынок практически невозможно». Именно поэтому во второй половине 2016 г. отчетливо наблюдалось смещение тематики «импортозамещения» в сторону более активного выхода российских разработчиков за рубежи страны. Тот факт, что успехи экспортной софтверной отрасли были впервые отмечены в ежегодном послании президента России Федеральному Собранию, говорит о том, что данное направление вышло на уровень приоритетных вопросов развития экономики страны в целом.
Директор по развитию «Лаборатории Касперского» Андрей Суворов начал обзор итогов уходящего года с оценки ситуации в сфере кибербезопасности: «Эти вопросы вышли за границы ИТ и стали важной частью основного бизнеса, они теперь находятся в поле внимания высшего руководства компаний». Технологическим трендом стало усиление опасности со стороны целевых атак (Advanced Persistent Threats, АРТ), которые проводятся в течение достаточно длительного времени, причем незаметно для пользователей. Хотя сегодня на их долю приходится всего 0,1% от всех угроз, но реальных потери от них уже сегодня являются весьма значительными. Еще одна значимая тенденция: мошенники-вымогатели переходят от атак на отдельные компьютеры (обычно частных пользователей) к атакам на корпоративные бизнес-системы.
Бизнес «Лаборатории Касперского» носит ярко выраженный международный характер (компания работает в 200 странах, в 37 странах имеет полноценные офисы), что во многом определяется и тем, что сама тема ИБ не имеет национальных границ. В России наблюдаются все те же тенденции и тренды, что и в мире, в том числе ускоренное развитие корпоративного сегмента кибербезопасности. Помня о принципе «бизнес должен меняться в хорошие времена», компания начала заниматься новыми направлениями в этой сфере еще несколько лет назад, до наступления российского кризиса, что позволило создать точки стабильности и роста бизнеса в нынешние сложные времена. По итогам уходящего года они ожидает рост в корпоративном секторе на 27%.
«Основными рынками сбыта для российского софтверного экспорта являются США и страны Европы, — считает управляющий директор по Восточной Европе компании Luxoft Олег Золотых. — Поэтому одним из негативных факторов для развития бизнеса является изменение имиджа России, заказчики ощущают повышение рисков сотрудничества с нашей страной». Это особенно ощущается в финансовом сегменте, который, с одной стороны, является очень крупным клиентом, а с другой — наиболее законодательно зарегулированным, то есть весьма чувствительным к санкционному противостоянию. Явным отражением ситуации с не очень позитивным имиджем являются невысокие позиции России в различных международных бизнес-рейтингах, в том числе в категории инвестиционной привлекательности. По мнению Олега Золотых, одним из вариантов решения этих проблем является более плотное взаимодействие отечественной ИТ-отрасли с государством в части поддержки высокотехнологичного экспорта, в частности в рамках государственного экспортного центра, который пока работает в основном с производителями промышленных товаров. Важным направлением должно стать налаживание сотрудничества с ведущими мировыми ИТ-аналитиками, такими как Gartner и IDC, которые не только составляют разного рода рейтинги, но и выступают авторитетными консультантами для западных заказчиков. Позитивным же для экспортной отрасли моментом стала девальвация рубля в 2014 г., которая в существенном мере компенсировала проблемы международного имиджа.
Специфика ИТ-бизнеса заключается в ярко выраженном его глобальном характере, когда очень сложно, а чаще всего не нужно проводить какие-то национальные границы. Олег Золотых проиллюстрировал этот тезис на примере своей компании: Luxoft позиционирует себя как международная компания, у нее 30 офисов в 21 стране, 12 тыс. сотрудников по всему миру, в том числе 2800 в России (центры разработки в Москве, Петербурге, Омске и Дубне). В то же время компания расширяет и сеть своих центров разработки за рубежом, и тут стратегически важным регионом в последние годы является Юго-Восточная Азия.
Логика развития бизнеса по созданию заказного ПО заставляет разработчиков расширять форматы присутствия на рынке, в том числе в виде проектов по внедрению и последующему сопровождению программных систем. При этом нужно иметь в виду, что спрос на ИТ, в том числе на инновационные решения, серьезно различается в зависимости от вертикальных отраслей, причем этот спрос постоянно меняется. Для эффективного развития своего бизнеса разработчикам нужно внимательно следить, а еще лучше — прогнозировать подобные изменения, считает Олег Золотых. В частности, сейчас можно ожидать резкого повышения спроса, в том числе в России, на передовые ИТ-решения для здравоохранения
Компанию Epam Валентин Макаров представил как одну из ведущих в ИТ-сфере в Восточной Европе. Ее коммерческий директор по региону бывшего СССР Юрий Овчаренко подкрепил эти слова конкретными цифрами: по итогам года ожидается оборот в мире более миллиарда долларов, в компании работает более 20 тыс. сотрудников, большинство из которых трудятся в Белоруссии, России и Украине. В России центры разработки находятся в восьми городах, в них числятся около 3000 человек, примерно половина работается на российских заказчиков, остальные — на экспорт. Спрос на российскую разработку в мире, по его мнению, устойчиво растет, в прошедшем году — почти на 30%. Согласившись с правильностью уже прозвучавших оценок ситуации в экспортно-ориентированной разработке, он отметил, что важным трендом является рост сложности реализуемых софтверных проектов, их более сильное проникновение в предметную область бизнеса и даже более того — существенное влияние на трансформацию бизнеса в условиях переживаемой сейчас в мире цифровой революции. Все это не только резко повышает требования к квалификации программистов, но заставляет их все чаще выступать в качестве консультантов. Такое изменение роли разработчиков создает солидные конкурентные преимущества именно для России, которая славится высокой квалификацией и широким кругозором кадров, считает Юрий Овчаренко. В среднем по миру распределение заказов выглядит примерно так: 26% — банковский сектор, по 20% — технологические компании (в том числе ведущие мировые разработчики ПО) и розничная торговля. В России на банки приходит около 60% заказов, при этом растет спрос со стороны ритейла и телекома. В мире компания растет в среднем на
Анализируя тенденции развития стратегии отечественных разработчиков, председатель совета директоров группы компаний «АйТи» Тагир Яппаров, напомнил, что до 2008 г. российский рынок рос двузначными темпами и большинство крупных отечественных игроков вообще не интересовались возможностью работы за рубежами страны. Но потом, в условиях стагнации российского рынка в течение последних пяти лет, многие ИТ-игроки стали пересматривать свои стратегии в сторону более сильной зарубежной ориентации. Именно по такому пути пошла и «АйТи», которая сейчас уже получает 5% выручки от зарубежных продаж.
Однако такой разворот в сторону глобального рынка требует существенного повышения качества продуктов, что должно базироваться на серьезных инвестициях в перспективные исследования, считает Тагир Яппаров. К сожалению, сложившая практика российских компаний обычно подразумевает, что новые разработки выполняются в рамках конкретных проектов. Но такая модель не годится для создания инновационных тиражных решений, требуются долгосрочные инвестиции, с получением которых в России есть трудности.
По мнению Тагира Яппарова, решением этой проблемы должно стать формирование в ИТ-отрасли пула капитализированных компаний путем их выхода в том или ином виде на фондовый рынок. Причем такой шаг был бы полезен и для ИТ-отрасли в целом, так как повысил бы интерес к ней со стороны инвесторов, которые получили бы дополнительные стимулы для вложений, в том числе и в стартапы. Сейчас ведутся переговоры с Московской фондовой биржей об участии в ее работе ряда ведущих ИТ-компаний. Вторая важная возможность получения инвестиций ИТ-компаниями — наличие доступа к средствам пенсионных фондов, которые, как известно, являются во всем мире одним из главных инвесторов, в том числе в ИТ-сфере. Сейчас в России готовятся законодательные поправки о Пенсионном фонде, которые позволяет ему вкладывать деньги в высокотехнологичные компании.
Курс на импортозамещение позволил российским ИТ-компаниям существенно усилить позиции в России, уверен управляющий директор компании «Диасофт Платформа» Константин Варов. Опора на эту государственную стратегию позволила его компании создать собственную полноценную программную инфраструктурную платформу, что в свою очередь стало технологическим фундаментом для выхода группы «Диасофт» на мировой рынок. Проведенное тестирование этого ПО по нагрузочной способности показало, что оно вполне может выдерживать нагрузку, превышающую реальные показатели Сбербанка в двадцать раз, а по скорости реакции такая система даже опередила аналогичную конфигурацию, сформированную на базе продуктов западных ИТ-лидеров. По мнению Константина Варова, в мире сейчас формируется сегмент заказчиков, которые хотят избавиться от зависимости от американских вендоров, и которые рассматривают российские разработки в качестве хорошей альтернативы. Важным итогом прошедшего года для «Диасофта» в этом плане стало создание центра разработки и внедрения ПО в Юго-Восточной Азии.
Конечно, общий фон международных отношений влияет на деятельность российских компаний за рубежом, но все же ключевым фактором успеха продукта является его качество. Если клиенты и партнеры видят свои выгоды от приобретения какого-то решения, то вопросы национальности и политики уходят на задний план. Этот тезис председатель правления Spirit Андрей Свириденко проиллюстрировал на примере собственной компании, которая в 2016 г. совершила весьма масштабные сделки в США, активно развивая свой бизнес в традиционном для себя азиатском регионе. Он также обратил внимание на растущий потенциал стран Юго-Восточной Азии, сообщив об открытии отделения компании во Вьетнаме. По его мнению, спрос на отечественные продукты, базирующиеся на использовании методов интеллектуального анализа данных, будет расти и в России. В качестве примера он привел возможность существенного снижения ИТ-расходов при реализации принятого в 2016 г. «закона Яровой» за счет использования технологий сжатия видеоматериалов и отбора для длительного хранения именно той информации, которая может реально использоваться для решения задач безопасности (не хранить разный «мусор», а только содержательный контент).
О перспективности российского интеллектуального ПО говорил директор по специальным проектам «Центра речевых технологий» Андрей Хрулев. Его компания, как видно из названия, изначально занималась задачами распознавания речи, но в последние годы в поле ее деятельности находится широкий спектр задач биометрической идентификации. Сложные отношения с Западом действительно мешают отечественным разработчиками продвигаться на рынки США и Европы, но эта проблема во многом решается за счет налаживания партнерских отношений с местными партнерами, считает он. Но в сегодняшних условиях Spirit все же делает акцент на развитие бизнеса в дружественных к России регионах мира — в Латинской Америке и в Африке, а также на Ближнем Востоке. При этом он положительно отозвался о сотрудничестве с российским Экспортным центром, отметив реальную помощь в маркетинговом продвижении и в решении разного рода патентных вопросов.
Из вертикальных рынков средствами интеллектуальной биометрии интересуется в первую очередь банковский сектор, который активно развивает методы удаленной работы с клиентами. Интересным направлением является создание систем идентификации людей на разного рода массовых мероприятиях, и в этом плане Андрей Хрулев высказан надежду, что такие технологии будут востребованы при проведении чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 г. Еще одна перспективная сфера — медицина, где, в том числе, актуальными являются задачи повышения эффективности персональной работы врачей. Как известно, существенная доля их времени уходит на заполнение разного рода документов, и вот тут автоматизированное преобразование речи в тест может быть крайне полезно.
Воронежская компания РЕЛЭКС («Реляционные экспертные системы») — это пример того, как российские разработчики могут успешно конкурировать на мировом рынке инфраструктурного ПО. Ее генеральный директор Игорь Бойченко рассказал, что с момента своего создания в 1993 г. компания активно продвигала свой основной продукт СУБД «Линтер» (во многом ориентированный на встроенное применение) на зарубежные рынки, в том числе, чтобы быть уверенной в том, что ее технологии соответствуют мировому уровню. Сейчас примерно половина дохода компания получает за счет экспорта продуктов и услуг, причем ее основными рынками сбыта являются такие высокотехнологичные страны, как Япония, США и Израиль. Однако в последние годы и в ее зарубежном бизнесе возникли проблемы, о которых уже говорилось выше. Глава РЕЛЭКС позитивно отозвался о реализуемой в России стратегии импортозамещения, но отметил, что одних нормативных требований тут не достаточно. Приоритет местным разработчикам в той же Японии обеспечивается во многом на уровне традиционного доверия к своим компаниям, в то время как в России имеется, скорее, недоверие со стороны заказчиков к отечественным компаниям. То же самое можно сказать о сотрудничестве ИТ-компаний при реализации совместных проектов: наших разработчики более склонны к взаимодействию с зарубежными партнерами, чем со своими российскими.
В России местные разработчики занимают достойные, а порой даже передовые позиции в целом ряде важных сегментов ИТ-рынка (средства безопасности, ERP, СЭД, интеллектуальные технологии и пр.). Но как быть с решением вопросов импортозамещения в тех направлениях, где давними лидерами являются зарубежные вендоры, соревнование с которыми путем создания собственных решений малоперспективно и крайне дорогостояще? Ответ на этот вопрос управляющий директор компании «Росплатформа» Владимир Рубанов видит в реализации идеи расширения метода лицензирования зарубежного программного кода, распространив этот подход с СПО на проприетарное ПО. Именно так поступила его фирма при создании своей собственной программной платформы, получив все необходимые лицензионные права от одного из мировых лидеров серверной виртуализации компании Parallels. Однако, как подчеркнул эксперт, хотя такое лиценционно-приобретенное ПО формально стало удовлетворять требованиям для попадания в Реестр российских программных продуктов, но все же, чтобы реально соответствовать званию «отечественное», нужно иметь не только лицензионные права на технологии, но и соответствующий уровень компетенции программистов, способных поддерживать и развивать приобретенное таким образом ПО.