Я выглядывал из-за находящегося передо мной пассажирского сидения, а внедорожник Киа, на котором я ехал по избитому покрытию автостоянки, быстро двигался в направлении минивэна Крайслер с открытым люком. Внутри фургона был помещен светофор, на котором горел красный свет.
Далее на планшете, закрепленном на приборной панели, начался обратный отсчет цифр. Когда счетчик дошел до нуля, светофор загорелся зеленым. Планшет в автомобиле тоже показал зеленый свет.
Обратный отсчет цифр был инициирован контроллером дорожного знака, прикрепленным к светофору, и давал нам знать о том, что до того, как мы доедем до расположенной впереди имитации перекрестка, загорится зеленый свет. Мы попробовали все это повторить, но на этот раз раздалось хриплое предупреждение, что мы проскочили на красный свет.
Очевидно, качество работы аппаратуры и ПО внедорожника для реакции на сигналы светофора определялось работой управляющих систем автономного транспортного средства, которые были установлены во взятый напрокат автомобиль компании Savari.
Однако до сих пор мы еще не имели дел с Savari. Машина, в которой мы ездили, была оборудована коммуникациями автомобиль-автомобиль. Поэтому закончив опыты с красным светом, мы протестировали возможности бортовых датчиков и коммуникаций в смысле соблюдения дистанции относительно других автомашин и пешеходов.
Когда другой автомобиль выехал нам наперерез с левой стороны, снова прозвучало предупреждение, и машина взвизгнула тормозами. То же самое произошло, когда наш путь пересек пешеход.
Наконец, мы рискнули выехать на улицы Лас-Вегаса, где я заметил, что несколько светофоров вблизи нашей тестовой площадки имеют сигнальные антенны, установленные на кронштейнах. Когда мы огибали препятствие, поступило предупреждение, что улочка впереди нас закрыта из-за строительства, с подсказкой ехать в объезд.
Реально строительство не велось, а мы просто реагировали на сигналы от автоматических диспетчеров трафика, которые сообщали, что проезд закрыт.
Заметим, что машина, в которой я ездил, в действительности не была самоуправляемым автомобилем из числа создаваемых Savari, а мы лишь проводили опыты с потоком данных, на который реагирует самоуправляемый автомобиль при объезде экспериментальной зоны. В конце концов мы вернулись на собственную площадку Savari. На обратной дороге в конференц-центр я заметил Audi, двигавшуюся по тестовой дорожке без водителя и пассажиров.
Проведя целый день на выставке CES в беседах с представителями компаний о самоуправляемых автомобилях, я отметил для себя пару важных вещей. Самое главное, видимо, в том, что хотя автопроизводители серьезно занимаются самоуправляемыми машинами, основная часть разработок в этой области принадлежит не им.
Разработки, по большей части, находятся в руках независимых поставщиков, каждый из которых играет определенную критически важную роль в выводе на рынок безопасных и надежных самоуправляемых автомобилей.
Например Savari, тестируя такие машины на федеральных трассах вокруг Вашингтона, работает с Virginia Tech. В этих тестах автономные автомобили, похоже, начинают быть частью решения по управлению трафиком на магистралях округа Колумбия в часы пик вместо того, чтобы зацикливаться на идеализированных экспериментах, как это бывает сегодня.
Другие компании работают над другими аспектами проблемы самоуправляемых средств передвижения. Так, Nvidia использует мощные вычислительные возможности своих графических процессоров для обработки, в связи с автономным вождением, задач искусственного интеллекта (ИИ), включая приложения для глубокого обучения.
ИИ и глубокое обучение критически важны для безопасности движения автономных транспортных средств. Отметим, что Nvidia и Mercedes-Benz сообщали о своем партнерстве, и их группы в Саннивейл (шт. Калифорния) и Штутгарте (Германия) налаживают работу по интеграции ИИ в автомобили.
На CES 2017 о совместной работе над самоуправляемыми автомобилями объявили Audi и Nvidia. Эта инициатива аналогична договоренности между Nvidia и Mercedes, но в случае Audi две компании еще и анонсировали планы вывести самоуправляемые машины на рынок в 2020 г.
Я побеседовал с представителями компании Robert Bosch, которая ведет собственные исследования в области использования ИИ в системах управления для безопасного вождения таких машин по дорогам. Bosch сотрудничает с очень многими автопроизводителями, включая Mercedes Benz и Audi, а также с группой автомобильных компаний США по интеграции функций самоуправления в серийно выпускаемые машины.
Конечно, мы затронули лишь малую часть темы. Но интересен тот факт, что автономные средства передвижения превращаются в общеотраслевое начинание. Компании работают над стандартами с тем, чтобы коммуникации между транспортными средствами использовали общий язык. Они также проводят тесты, нацеленные на то, чтобы ИИ-системы предсказуемо реагировали на трафик и чтобы транспортные средства надежно взаимодействовали с дорожными системами опять-таки для предсказуемости и безопасности дорожного движения.
Я был поражен уровнем кооперации между компаниями, однако это вполне логично. Единственный способ сделать так, чтобы автомобили могли использовать интеллектуальную сеть трафика, состоит в том, чтобы все они понимали одинаковые коммуникации и одинаковый язык. Дело, похоже, идет к этому. Если надежды на всеобщую кооперацию оправдаются, это будет означать начало резкого повышения безопасности на автомагистралях, значительного сокращения денежных потерь и уменьшения транспортных пробок.